ФОТО: AP |
Ситуация в Демократической Республике Конго выглядит критической. На востоке страны повстанцы практически без боя отбирают у правительственных войск один населенный пункт за другим и готовы войти в столицу провинции Северное Киву г. Гома. Повстанцы, которые вместе со своим лидером, мятежным генералом Лораном Нкундой, называют себя армией "Национального конгресса народной обороны", представляют интересы второй по численности народности страны – тутси. Правительственные войска и поддерживающий их контингент сил ООН выступают на стороне нынешнего президента ДРК Жозефа Кабилы и являются выходцами из народности хуту.
Нынешняя война началась в августе. Лоран Нкунда обвинил президента Кабилу в том, что тот пренебрегает интересами тутси, и потому Нкунда готов их защищать с оружием в руках. Этим самым Нкунда нарушил соглашение о перемирии, подписанные при посредничестве ООН в январе этого года властями страны с командирами наиболее влиятельных повстанческих группировок.
Хорошо известной особенностью вооруженного противостояния в регионе является крайняя жестокость (стоит, наверное, напомнить, что первый премьер-министр независимого Конго Патрис Лумумба после своего свержения был убит, а его тело палачи растворили в "царской водке"). Этническая подоплека столкновений в прошлом приводила к ужасающим последствиям. Жертвами конфликтов становятся миллионы людей. В этом смысле конголезские войны являются яркими примерами геноцида. С 1994 г. в многочисленных столкновениях тутси с хуту погибло около 5,5 миллиона человек. По данным ООН, в настоящее время здесь насчитывает около миллиона беженцев.
География вовлеченных в войну сил достаточно широка. Народности тутси и хуту, столкновения между которыми вот уже много десятилетий и составляет историю центральной Африки, проживают сразу в нескольких государствах: кроме ДРК, это Руанда, Бурунди, Уганда. Все эти страны в разное время были вовлечены в межплеменные войны. Есть данные, согласно которым представители тутси, находящиеся сегодня у власти в Руанде, оказывают генералу Нкунду прямую военную помощь. По сведениям конголезских СМИ, в его армии два отдельных руандийских подразделения.
В то же время, вооруженные силы Конго, выступающие на стороне президента Жозефа Кабилы, не просто хуту: в прошлом, все они служили в Руанде и были вынуждены сменить прописку после прихода к власти в этой стране их врагов из соперничающего племени.
Такое ожесточение и столь давние счеты дают о себе знать в полной мере. Президент Руанды Поль Кагаме отверг призыв Жозефа Кабилы о саммите для обсуждения ситуации в стране, косвенно дав понять, что заинтересован в дальнейшем успехе генерала Нкунды. Не удивительно, что население Гомы в эти часы пребывает в панике. Правительственные войска уже покинули город, стратегические объекты еще контролируют "голубые каски". Однако не известно, достаточно ли у них сил и, самое главное, полномочий, чтобы в полной мере отразить наступление войск Лорана Нкунды. Поздно вечером 29 октября стало известно, что он в одностороннем порядке прекратил огонь: якобы для обеспечения безопасного выхода из города тысяч беженцев. Однако как долго продлится перемирие в условиях, когда Нкунда уже объявил о намерении взять под свой контроль всю территорию страны, неизвестно.
В преддверии ухудшения ситуации ООН отзывает из Конго сотрудников своих гуманитарных миссий - примерно 50 человек. Сейчас они находятся в деревне Рутшуру на востоке страны. Местные жители и правительственные силы воспринимают решение об эвакуации крайне болезненно - как свидетельство предрешенной победы Нкунды. Конвой военных, уже высланный за сотрудниками миссий, был обстрелян, причем, судя по всему, не повстанцами, а местными ополченцами.
Борьба в ДРК имеет еще один аспект - экономический. Лидеры обеих враждующих лагерей не забывают, что власть в этой стране обеспечивает доступ к ее природным богатствам. Прежде всего, речь идет о запасах меди и алмазов, составляющих в мирные годы более двух третей экспорта страны. Еще есть нефть, а здешняя земля может обеспечить продовольствием чуть ли не весь африканский континент. Залежи танталита (две трети мировых запасов) способны обеспечить производство конденсаторов в количестве, достаточным для обеспечения нужд всего человечества в мобильных телефонах, видеомагнитофонах, в компьютерных процессорах, фиберной оптике и т.п. Кстати, основные запасы танталитовой руды сосредоточены именно в провинции Киву. По данным ООН, солдаты армий, участвующих в конфликте, в огромных количествах вывозят за границы ДРК золото, лес, бриллианты, кобальт, медь и редкоземельный металл.
И еще кое-что: на территории страны находится более половины мировых разведанных запасов урана. Именно добытый в южных провинциях Конго уран был использован в качестве начинки атомных бомб, сброшенных в 1945 г. американцами на Хиросиму и Нагасаки. Видимо, не забыв это, в 1958 г. США основали в Конго Центр по атомной энергии. Сколько урановых стержней с тех пор было сделано в испытательных лабораториях этого заведения, не известно. Хуже всего, что в эпоху всеобщей охоты за атомными секретами именно в ДРК заинтересованные лица в условиях всеобщей неразберихи потенциально могут обеспечит себя недостающей документацией и материалами.
Решением этого и многих других вопросов должны заниматься в том числе и специалисты ООН. Речь идет о самой многочисленной военной миссии "голубых касок" на планете - почти 17,6 тысячи человек. Конечно, даже столь значимому числу военных крайне сложно эффективно разводить враждующие стороны в сложном регионе, занимающем территорию, равную всей территории Западной Европы (ДРК - третье по размеру территории государство в Африке).
С другой стороны, здесь много проще, чем на территории той же бывшей Югославии, обеспечить в полной мере выполнения мандата ООН - вплоть до применения всей имеющейся огневой мощи (у ООН есть парк боевых вертолетов и танки). Однако до сих пор действия "голубых касок" в этом регионе мало чем отличались от их действий в схожих ситуациях в других точках планеты. Иными словами, та же нерешительность и осторожность. Ооновские чиновники говорят о "недостатке средств", необходимых для эффективного противодействия гражданской войне. Возможно, такой мандат сегодня будет выписан Совбезом ООН, об экстренном заседании которого по ситуации в Конго было объявлен поздно вечером 29 октября.