Мир не готов к борьбе с кризисом

Читать в полной версии →
Саммит "большой двадцатки" заранее называют "историческим", однако сомнительно, что 15 ноября в Вашингтоне действительно будут приняты решения, способные помешать дальнейшему усугублению кризиса




Намеченная на 15 ноября встреча "большой двадцатки" в Вашингтоне должна стать главным событием наступившей недели. Однако стремление участников саммита продвигать исключительно собственные интересы ставит под сомнение возможность выработки единого решения по главному вопросу – совместному противостоянию глобальному кризису.

В минувшую пятницу в Брюсселе состоялся неформальный саммит ЕС с целью выработки единой европейской концепции по реформированию мировой финансовой и политической архитектуры. "Мы подготовили пакет мер, которые представим на саммите в Вашингтоне, – заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. – Вместе с президентом Саркози я представляю интересы 27 стран-членов Евросоюза. Нашим зарубежным партнерам мы предложим конкретные меры, по которым у нас единые позиции. И хочу отметить, что в этом консенсусе большую роль сыграл президент Саркози. Я уверен, что встреча в Вашингтоне не пройдет даром. Это будет исторический саммит, где будет принято рабочее решение".

Сам президент Франции, выступая в Брюсселе, указал на растущую роль Евросоюза в принятии ключевых решений в том числе и в сфере мировой экономики. Из его уст как из рога изобилия продолжают сыпаться предложения по глобальной перекройке финансового и политического мира. В частности, Саркози считает необходимым проведение кардинальной реформы Международного валютного фонда, в ходе которой Евросоюзу должно быть отведено собственное место в составе участников фонда. При этом французский президент предлагает сократить размеры финансовых обязательств стран ЕС за счет их увеличения у Китая.

Последние инициативы Саркози напоминают попытку создать накануне вашингтонского саммита коалицию, участники которой могли бы приступить к операции по принуждению США к отказу от роли мирового финансового и политического центра. Так, президент Франции предлагает превратить G8 в более широкое объединение – G14, куда должны войти Китай, Индия, Бразилия, ЮАР; в числе кандидатов на оставшиеся два кресла значатся Нигерия, Южная Корея, Австралия и Мексика. Однако предложение расширить "восьмерку", вероятнее всего, столкнется с решительным сопротивлением со стороны США. Дело в том, что G8 традиционно являлась элитным клубом, а США – их неформальным лидером. Расширение "восьмерки" на фоне глобального экономического кризиса повлечет за собой ослабление американского влияния. Кроме того, увеличение количества членов приведет к превращению клуба в подобие "всемирного собрания", а эффективность работы подобных образований, как показывает практика, чрезвычайно низка.

Не исключено, что Саркози и его союзники в попытках "уравновесить" США рассчитывают на то, что избрание нового американского президента не оставит администрации Буша стимулов к противостоянию "коалиции". А реальное участие Барака Обамы в политических и экономических процессах в США и мире начнется еще не скоро; к тому же, судя по программе только что избранного президента, его первые шаги по противодействию кризису будут иметь внутренний характер.

Логично, что рвущийся в бой президент Франции пытается вовлечь в формируемую "коалицию" Китай. Экономическое влияние и огромные международные резервы этой страны кажутся многим хорошим оружием в борьбе с глобальным кризисом. Между тем у Китая свой взгляд на все происходящее. В последнее время представители китайских властей не раз заявляли о том, что бороться с текущими экономическими проблемами страна намерена за счет развития внутреннего потребления. При всей неоднозначности подобного решения (современная китайская экономика имеет ярко выраженный экспортный характер, тогда как внутренний спрос по-прежнему слаб), желание КНР выйти из ситуации своими силами не вызывает сомнений. Кроме того, не исключено, что Китай надеется на установление биполярного мира, с полюсами в лице себя самого и США. В подобном построении нет ничего удивительного. Несмотря на серьезные проблемы, Соединенные Штаты остаются лидером в экономической, военно-технической, научной и технологической областях, и в ближайшие годы это положение дел вряд ли изменится. К тому же США и КНР связаны многолетней взаимной экономической и социально-политической экспансией, что еще больше сближает эти страны. Это делает возможный американо-китайский альянс весьма перспективным образованием, в который Евросоюз со своими внутренними противоречиями не вписывается. Напомним, что в Европе продолжают нарастать внутренние напряжения, усиливаемые кризисными явлениями в экономиках стран ЕС. Продвигаемая Францией политика экономической координации не находит поддержку ряда европейских государств, включая ФРГ и Великобританию.

Это означает, что на саммите 15 ноября вряд ли будут приняты решения, способные реально помешать дальнейшему усугублению кризиса. Среди участников "большой двадцатки" нет единого видения ситуации и целей предполагаемого взаимодействия, поэтому говорить о начале построения новой мировой финансовой архитектуры пока преждевременно.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей