|
Как отмечают аналитики ФБК, решающий вклад в "борьбе" за последнее место внесла инфляция: в России цены росли самыми быстрыми темпами. На Украине этот показатель был ощутимо лучше. Да и по другим показателям, таким как ВВП, инвестиции в основной капитал, уровень безработицы и т.д. Россия либо слабо отличалась от Украины, либо существенно уступала ей. У нас в феврале месяце заметно лучше были только показатели оборота розничной торговли (второе место среди всех стран, у Украины – восьмое) и промышленного производства (пятое место у России, восьмое у Украины). Зато в России наблюдалось самое значительное сокращение объемов экспорта и внешней торговли в целом, а по темпам сокращения золотовалютных резервов мы оказались на втором месте после Великобритании. Последняя, кстати, показывает самый высокий уровень антикризисной эффективности; слишком быстрое исчерпание золотовалютных резервов, по словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, является единственной существенной проблемой британской экономики.
Россияне сполна почувствовали на себе фактор роста цен, когда стали более рационально подходить к вопросу приобретения продуктов питания. В качестве примера исследователи маркетингового агентства "Ромир" приводят ситуацию на рынке макаронных изделий. Здесь отмечено отставание роста трат от роста цен, что является первым признаком массового перехода потребителей на более дешевые марки. С сентября 2007 г. по февраль 2009 г. средняя цена 1 кг макарон, купленных семьями в городах России с населением 500 тыс. человек и более, выросла на 48% и достигла 51,6 рубля. При этом средние затраты на макароны одним домохозяйством в месяц выросли всего на 35%, хотя ни средний объем покупки в месяц (1,2 – 1,4 кг в зависимости от сезона), ни ее частота (около 1,5 – 1,6 раз в месяц) за тот же период не изменились. Дорогие марки, по наблюдениям авторов исследования, теряли своих приверженцев; дешевые, наоборот, приобретали новых поклонников.
Еще одна кризисная тенденция – возвращение на стол россиян таких продуктов, как кефир, майонез, творог. При этом падает спрос на питьевые йогурты, пиво, сок и кофе, которые в последние годы уверенно вытесняли традиционные продукты питания.
Впрочем, говорить о том, что россияне собираются голодать, все-таки преждевременно. Они скорее откажут себе в покупке новой одежды (61%), нежели станут сокращать расходы на продукты питания (40%). Эта цифра сопоставима с общемировым показателем (42%). Среди жителей стран G8 самыми "непрожорливыми" оказались американцы (к сокращению расходов на продукты готовы 61% жителей США), а туже всех в этой графе бюджета собрались затягивать пояса латиноамериканцы (Мексика – 74%, Аргентина – 72%) и исландцы (65%).
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента