Вулкан парализует половину Земли

Читать в полной версии →
Огромное облако пепла из Эйяфьятлайокудля за несколько дней может накрыть большую часть Северного полушария. В Европе отменены тысячи рейсов, людям рекомендуют не выходить на улицы


Вулкан Эйяфьятлайокудль. Вид из космоса. AP ©
ВСЕ ФОТО



Все больше европейских стран закрывают свое воздушное пространство из-за огромного облака пепла, образовавшегося после извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль.

Ситуация осложняется тем, что Эйяфьятлайокудль и не думает успокаиваться. В кратере вулкана уже двое суток продолжаются взрывы, а это грозит тем, что пепел, который находится в верхних слоях атмосферы, будет распространяться все дальше.

Эксперты, ведущие наблюдение за вулканом, говорят, что в случае, если извержение не ослабнет, всего за несколько дней облако может накрыть большую часть Северного полушария. По их словам, облако уже поднялось в небо на 6 км и в течение суток достигнет Франции, Германии, Польши, стран Бенилюкса и Прибалтики.

"Извержение может прекратиться завтра, но может продолжаться и нарушать нормальную работу авиатранспорта еще несколько недель или даже месяцев", - заявил профессор геофизики университета Исландии Магнус Туми Гудмундсон.

В четверг днем, напомним, полностью или частично были запрещены полеты над странами Скандинавии и Северной Европы. Затем к ним присоединились Латвия и Польша. Полностью закрыто воздушное сообщение в Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. В Швейцарии все полеты прекращены до 9:00 субботы. В Австрии к вечеру были закрыты аэропорты в крупнейших городах страны - Вене и Линце.

По словам пресс-секретаря аэропорта Риги Мартиньша Лангратса, отменены все рейсы с 00:00 до 18:00 пятницы. В Польше сегодня вечером был закрыт последний работающий аэропорт в г. Жешув. Во Франции закрыты 25 аэропортов, включая парижские Руасси (имени Шарля де Голля), Орли и Ле Бурже.

Под угрозой срыва церемония похорон президента Леха Качиньского, которую должен посетить Дмитрий Медведев и ряд других высокопоставленных лидеров. Если воздушное сообщение не будет восстановлено к воскресенью, то гроб с телом Качиньского придется доставлять в Краков поездом или на автомобиле. Кроме того, вулканический пепел помешал возвращению из Вашингтона в Берлин Ангелы Меркель. В результате самолет канцлера ФРГ был вынужден совершить посадку в Португалии, до которой пепел пока не добрался.

Всего в Европе отменено около 6 тыс. рейсов из 21 тыс. запланированных. До пунктов назначения не добрались около 200 тысяч человек, аэропорты переполнены пассажирами.

Российский авиаперевозчик "Аэрофлот" объявил об отмене почти 20 рейсов в страны Европы. Среди отмененных - рейсы в Лондон, Париж, Ригу, Осло, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Варшаву, Берлин, Франкфурт, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен и Калининград.

В российских аэропортах из-за отмены рейсов скопилось множество пассажиров, которые не могут улететь. Для них Росавиация открыла специальную горячую линию: по номеру 8-499-231-53-73 можно узнать необходимую информацию о своем рейсе.

Позднее "Аэрофлот" сообщил, что застрявшие в Европе пассажиры могут обменять свои билеты и вылететь из еще действующих аэропортов в Мадриде, Барселоне, Риме, Милане, Венеции, Ницце и Софии. Что касается вылетающих из Москвы, то для них завтра утром будут предоставлены самолеты большей вместимости, а также пущены дополнительные рейсы.

В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) размер убытков от вулкана оценили примерно в $200 млн ежедневно. Это только приблизительная оценка, в дальнейшем она будет изменена в сторону увеличения. Также в ассоциации, представляющей интересы 230 авиакомпаний, сообщили о создании в канадском Монреале кризисного центра, который будет отслеживать ситуацию и координировать усилия авиаперевозчиков.

Как сообщили в Росгидромете, облака вулканического пепла к 22:00 мск достигнут воздушного пространства северо-запада России. В частности, они распространятся над Калининградом, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. В Калининграде уже закрыт городской аэропорт.

Российские железные дороги в связи с отменой множества международных рейсов увеличивают объем перевозок в Европу. В международных кассах введены дополнительные смены билетных кассиров, а в Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах созданы оперативные штабы, которые будут отслеживать ситуацию.

Облако пепла уже достигло Прибалтики, далее на очереди Бельгия, Нидерланды, Германия и север Франции. В четверг из соображений безопасности российский премьер Владимир Путин был вынужден отложить рабочий визит в Мурманск. По прогнозам, к воскресенью пепел накроет уже всю Европу, кроме Пиренейского и Балканского полуостровов.

Министерство здравоохранения Великобритании рекомендует гражданам не выходить из дома - на страну уже начали падать частицы вулканической грязи. Они были замечены в северных частях туманного Альбиона, включая Шетланд и Абердин. Представители ВОЗ заявили, что точно не знают, угрожает ли пепел здоровью людей. Тем не менее, представитель ВОЗ Дэвид Эпштейн предположил, что микроскопические частицы вулканической золы являются потенциально опасными, так как могут вызвать проблемы у людей с легочными заболевания.

В самой Исландии проведена эвакуация нескольких сотен человек, живущих у подножия Эйяфьятлайокудля. Лава растопила ледник, покрывающий вулкан, и потоки воды устремились по склонам вниз, угрожая населенным пунктам затоплением.

"Масштаб случившегося значительнее, чем нам доводилось переживать за всю историю Евросоюза. Метеорологическая ситуация такова, что вулканический пепел очень медленно движется в восточном направлении, однако ветра почти нет, поэтому облако очень плотное", - рассказал ВВС Брайан Флинн, представляющий организацию, отвечающую за безопасность полетов в европейских странах.

Хотя самолеты еще никогда не разбивались из-за попадания в облако вулканического пепла, оно представляет серьезную опасность. Последний случай, чуть не закончившийся трагедией, произошел в 1989 г., когда в облако, извергнутое вулканом Редаут на Аляске, попал "Боинг 747" авиакомпании KLM. В результате все четыре двигателя лайнера заглохли, и, прежде чем экипажу удалось их перезапустить, "Боинг" потерял несколько километров высоты. Такая же история приключилась в 1982 г. с самолетом British Airways.

## AP ©

Выбор читателей