|
Августовские события продемонстрировали всю незащищенность столицы. А число катаклизмов в дальнейшем, по оценкам экспертов, будет лишь увеличиваться. При этом власти, как оказалось, не способны организовать спасение людей, и в случае бедствия горожанам придется надеяться, в основном, на себя. Однако жители мегаполисов, возложив ответственность за свое спасение на государство, разучились выживать, они не представляют своего существования без основных благ цивилизации, уверены социологи.
Между тем массовая эвакуация населения из столицы, в случае, к примеру, загрязнения воздуха, невозможна. "Московские дороги пропускают лишь 400 тысяч машин из почти четырех миллионов, официально зарегистрированных, и массового бегства из города на личном транспорте не выдержит никакая трасса. В случае эвакуации можно рассчитывать только на поезда", - говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По словам экспертов, во времена холодной войны систему дорог проектировали с учетом возможности эвакуации людей. Сегодня же в случае серьезного бедствия спастись смогут лишь пятая часть всех жителей столицы, подчеркивают они.
Возможен и продовольственный дефицит. Сегодня москвичи уже не держат дома консервы и крупы про запас. И если в 1990-е гг. от голода мог спасти урожай, выращенный на садовых участках, то теперь дачи - это место отдыха, где огороды почти никто не держит.
Напомним, недавно уязвимость мегаполисов продемонстрировала крупная авария, оставившая без света Санкт-Петербург. В результате практически полностью замерло движение в подземке, перестали ходить пригородные поезда. В метро на перегонах застряли большое количество людей, их пришлось выводить из тоннелей.
Также прекратилось радио- и телевещание, без света остались городские больницы, возникли перебои с электроэнергией у сотовых операторов. Кроме того, были обесточены две водопроводные станции, возобновить их работу сразу не удалось, поэтому на улицах горожане выстроились в очередь за водой. Из-за отключения светофоров в центре города возник транспортный коллапс. Общественный транспорт был переполнен, пешеходы заполнили улицы.
В Москве к экстремальной ситуации подготовлены лишь 2% - 5% людей, считает зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. При этом многие игнорируют вероятную опасность. Не у каждой семьи дома даже есть лекарства, которые, как считают москвичи, можно в любой момент купить в соседней аптеке. Однако в этом и заключается главная угроза, считает депутат.