Москва нащупывает афганские грабли

Читать в полной версии →
Стремление втянуть Россию в афганский конфликт было заметно и раньше, но в последнее время напор усилился. Вашингтон и Брюссель вдохновляет податливость российских партнеров


ФОТО: AP



На минувшей неделе спецназ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России совершенно неожиданно для всех принял участие в совместной с афганским МВД и подразделениями армии США операции по уничтожению четырех лабораторий по производству наркотиков на территории Афганистана. После чего директор ФСКН Виктор Иванов сообщил, что совместные операции РФ и США на этом направлении будут продолжены: соответствующие документы были подписаны в Вашингтоне.

Уничтожать наркотики и места их производства – дело хорошее. Надо только помнить, что высшее руководство России много раз заявляло: ни о каком участии наших военных в боевых действиях на территории Афганистана не может быть и речи.

Оценку новых веяний, равно как и прогноз дальнейшего развития событий каждый дает в меру своей испорченности. Ущерб наркомафии от уничтожения четырех лабораторий оценен в $1 млрд, а Россия, если верить главе ФСКН, обладает сведениями о местонахождении 175 подобных лабораторий. Разгромив их все, можно оставить наркомафию без $44 миллиардов. Сумма солидная, да и организационный ущерб чувствительный. Такая перспектива должна вдохновить членов антинаркотического фронта, и они могут потребовать продолжения банкета. В этом контексте становится понятна подоплека раскрутки наркотической темы на российском ТВ, разжигание страстей вокруг суда над Егором Бычковым и публичные диспуты. При таком напоре еще одна успешная операция, приправленная парой наркотических скандалов, и народ можно будет выводить на митинги под лозунгом "Уничтожить афганскую гадину!".

Напряженная борьба с наркотиками в Афганистане проходит на фоне безмятежного существования наркотрафика и сетей сбыта внутри России, где их "крышуют" чиновники и сотрудники правоохранительных органов. Разумеется, лучше уничтожить источник и первопричину этой заразы. Но тогда, если быть последовательными, нужно объявить войну США. Потому что, по данным самых разных экспертов, именно американцы покровительствуют афганским наркодельцам, именно американцы используют военную авиацию и военных базы для доставки героина в Европу, и именно они контролируют коридоры на афгано-таджикской границе и значительную часть наркобизнеса в Таджикистане, откуда давно налажен транзит в Россию.

По данным Международной программы ООН по контролю за наркотическими средствами (UNDCP), с началом военной операции против талибов* в разы выросли площади маковых полей и объемы производимого героина. А аналитики Управления ООН по контролю над наркотическими средствами и предотвращению преступности (UNODCCP), установили, что огромные партии героина появляются в Косове и Боснии, в районе Ферфорд в Великобритании, Рамштайн в ФРГ и Морон в Испании. Если учесть, что все эти "героиновые фонтаны" находятся рядом с американскими военно-воздушными базами, которые принимают самолеты, курсирующие в Афганистан, не остается никаких сомнений относительно причастности американских военных к транспортировке наркотиков в Европу. Эта информация давно является секретом полишинеля, о котором, тем не менее, не принято говорить. И уж тем более никто не собирается предъявлять какие-то претензии США или НАТО. Разве что Москва в очередной раз посетует на нежелание партнеров по "перезагрузке" объединить усилия в борьбе с афганскими наркотиками. Но после недавней операции подобные претензии становятся неуместными, потому что всему миру уже предъявлено: громили нарколаборатории вместе, можно сказать, плечом к плечу. Что касается прогнозов, то, судя по публикациям в западных СМИ, военное сотрудничество будет продолжено и углублено. Причем, не обязательно в сфере борьбы с наркотиками.

Британская The Independent пишет, что "на предстоящем саммите НАТО в Лиссабоне будет официально объявлено о присоединении России к операции международных сил в Афганистане". По данным других изданий, Москва согласилась принять участие в войне с талибами в обмен на более тесное сотрудничество с США и альянсом, а Вашингтон в качестве ответного жеста пообещал отказаться от размещения компонентов ПРО в Чехии и Польше. В общем, остается только поражаться осведомленности британских СМИ. Та же The Independent утверждает, что США и их союзники поставили крест на возможности построения демократии в Афганистане и хотят создать там коллабрационистское правительство, к поддержке которого планируют привлечь Россию. Перспектива выглядит впечатляюще, особенно на фоне скандалов вокруг Хамида Карзая, который не то продался Ирану, не то ведет переговоры с талибами, готовясь передать им бразды правления. Картину дополняют пророчества о том, что Карзаю уготована судьба Наджибуллы, который тоже проводил политику "национального примирения", а в 1996 году был захвачен на территории миссии ООН и казнен талибами. Но это крайности.

По прогнозам оптимистов, сотрудничество России с США НАТО ограничится вполне невинными вещами. Если сейчас через Россию идет транспортировка гражданских грузов, то после лиссабонского саммита будет дано разрешение на военный транзит. Что особенно актуально на фоне проблем, с которыми сталкиваются американцы в Пакистане, где в ответ на очередные злодеяния американской авиации военные регулярно перекрывают транспортные коридоры, а талибы успешно атакуют и сжигают идущие в обход колонны. Еще одной новацией станет расширение деятельности российских специалистов. Если сейчас Россия занимается в Афганистане восстановительными работами и поставляет туда мирную технику, то в дальнейшем ей будет доверено обучение личного состава афганской армии и снабжение ее вертолетами и другой боевой техникой (поставки орудия и боеприпасов уже начались). Именно о таких формах сотрудничества твердили представители США и НАТО год назад, в разгар переговоров по СНВ.

Но аппетит приходит во время еды. Стремление втянуть Россию в афганский конфликт было заметно и раньше, но в последнее время напор усилился, и, судя по всему, особенно вдохновляет Вашингтон и Брюссель кажущаяся податливость их российских партнеров. Это дает повод для уверенности в том, что декларируемые формы сотрудничества – только начало. А дальше по известной пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть. Со временем разрешение на транзит военных грузов дополнится участием российской авиации в доставке военных грузов на территорию Афганистана. Обучение личного состава выльется в наводнение афганских частей российскими инструкторами. Затем в операциях против талибов начнет участвовать российский спецназ, российская авиация будет поддерживать их с воздуха. А когда через полтора года Россия увязнет в военных действиях, Обама в преддверии выборов выполнит свое обещание и выведет из Афганистана американские войска, и помимо войны с талибами Москва получит регулярные эксцессы на всей протяженности южной границы. А если Обама проиграет и президентом станет кто-то из республиканских "ястребов", дело может дойти до полномасштабной войны, в которой России будут противостоять талибы и моджахеды, которым США по старой памяти помогут оружием и деньгами.

Между этим катастрофическим и самым оптимистичным сценарием есть много промежуточных вариантов, и каждый из них, за исключением самых мягких и бескровных, способен угробить карьеру любого политика. Потому что Афганистан – это не Грузия, и никакого блицкрига там быть не может.

* Организация запрещена на территории РФ

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей