Коммунальщики опять проспали отопительный сезон

Читать в полной версии →
Приход осенних холодов заставляет россиян с завидным постоянством поминать "добрым словом" работников ЖКХ то не успевших где-то переложить теплотрассу, то забывших подключить половину котлов




Приход осенних холодов заставляет россиян с завидным постоянством поминать "добрым словом" работников ЖКХ, то не успевших где-то переложить теплотрассу, то забывших подключить половину котлов, или просто чрезмерно экономящих топливо за счет замерзающих жителей.

Создается впечатление, что изменить эту повторяющуюся из года в год ситуацию не способна ни передача ЖКХ в руки частных управляющих компаний, ни непрекращающийся рост коммунальных тарифов для населения. Напротив, несмотря на внешнее благополучие управляющих компаний, их подопечные районы по-прежнему периодически "зависают" без воды или тепла. Самое же "смешное" заключается в том, что происходит все это не в каких-то удаленных районах Крайнего Севера или Дальнего Востока, а в непосредственной близости от Первопрестольной.

Около месяца назад ситуация в ЖКХ попала в поле зрения подмосковной прокуратуры. Прокурор Московской Области Александр Мохов провел специальное совещание, на котором обсуждалась тема готовности региона к отопительному сезону. В ходе совещания выяснилось, что в ряде районов Подмосковья люди уже не первый месяц живут без горячей воды, а с началом холодов рискуют остаться еще и без тепла.

И все же худа без добра не бывает. Этой осенью стало известно, что проблемами ЖКХ озаботились на самых верхних этажах государственной власти. 6 октября президент РФ Дмитрий Медведев обязал законодателей разработать единые стандарты отчетности для управляющих компаний жилищно-коммунального сектора. Основная цель - сделать их бизнес более прозрачным. Подобная необходимость обусловлена тем, что несмотря на рост тарифов, качество предоставления коммунальных услуг упорно не торопится улучшаться. Помимо этого, с 1 января 2013 года управляющие компании будут обязаны участвовать в саморегулируемых организациях (СРО). С этой целью в Жилищном кодексе вводится специальный раздел, определяющий особенности деятельности управляющих компаний, входящих в СРО. В соответствии с нововедениями, нести ответственность за коммунальные огрехи будет не только допустившая их управляющая компания, но и организация, в которую она входит.

Изменят ли предпринимаемые меры общую ситуацию вокруг управляющих компаний в ЖКХ – неясно. Пока же население не демонстрирует по данному поводу особого оптимизма. Так, согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ среди жителей города Красногорск Московской области, 51% жителей не удовлетворен качеством предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг. Не балуют жители доверием и свои управляющие компании. По данным опроса, 48% респондентов не удовлетворены качеством работы своей УК. Полностью довольных ее действиями набралось не больше 1%.

Жители Красногорска отмечают, что их управляющей компанией не предоставляются услуги, связанные с ремонтом водопровода, отопления и заменой труб (45%), капитального ремонта (26%), ремонта канализации и замены стояков (10%). В списке услуг, с перебоями в предоставлении которых приходилось сталкиваться, лидирует ремонт дома и подъезда – 61%. Далее следует уборка подъездов и придомовых территорий (42%), перебои в холодном (35%) и горячем (28%) водоснабжении. Половина участников опроса считает, что качество услуг низкое при высокой цене. Цены на услуги, предоставляемые УК, большинство жителей домов (75%), которые эта компания обслуживает, считают очень высокими и выше среднего. Необходимость в смене УК видят 24% опрошенных, не считают нужным менять компанию – 44%. При этом 41% жителей домов готовы участвовать в общем собрании жильцов и принять решение о выборе другой УК, а 38% - не готовы.

В то же время винить во всеобщем бардаке лишь поставщиков коммунальных услуг и управляющие компании было бы несправедливо. Несмотря на недовольство работой своих УК, многие жители многоквартирных домов забывают о собственных обязанностях платить по коммунальным счетам. Привлечь к ответственности таких неплательщиков крайне трудно. В большинстве случаев у обслуживающей дом компании нет возможности отключить от системы отопления или канализации отдельные квартиры, чьи владельцы отказываются платить за предоставляемые им услуги.

Подобная безответственность конечных потребителей начинает провоцировать неплатежи уже по всей коммунальной цепочке. Жители - не платят УК, те в свою очередь - поставщикам услуг (теплосетям, "Водоканалу" и пр.), а также владельцам сетей. В итоге объемы долгов, вращающиеся в этом порочном коммунальном круге, измеряются десятками миллионов рублей. Так, во все том же Красногорском районе Подмосковья, жители которого столь активно участвовали в социологическом опросе, размер их задолженности коммунальщикам составляет более 100 млн рублей.

Впрочем, накопленные долги – не единственная проблема, с которой жители Красногорья столкнулись в начале отопительного сезона и которая в сильные морозы способна оставить их вообще без тепла.

Согласно генеральному плану, недавно построенный здесь современный жилой район Павшинская пойма должен отапливаться двумя котельными. Одна из них принадлежит компании "СтройСети", входящей в группу компаний "СУ-155", являющуюся застройщиком района. На сегодняшний день она обязана отапливать 2-ю очередь строительства 1-го микрорайона, а также 2 и 3 микрорайоны. Вторая котельная принадлежит другой частной компании – ГТС. В ее функции входит отапливать 1-ю очередь 1-го микрорайона Павшинской поймы. Однако на начало октября, когда в Павшинской пойме должен был начаться отопительный сезон, вторая котельная так и не заработала. В связи со сложившейся ситуацией, бремя поддержания тепла в квартирах жителей 1-го микрорайона была вынуждена взять на себя компания-застройщик "СУ-155". Изыскав дополнительные ресурсы на котельной "СтройСетей", и договорившись с владельцами местных сетей, строители взяли на себя ответственность за отопление давно заселенных домов микрорайона №1, состоящего из 14 многоэтажных корпусов.

Возможно, жители упомянутого микрорайона даже не догадываются, что получают тепло совсем не от той организации, которой они платят за предоставление данной услуги. Между тем, организованная "СтройСетями" временная схема не может использоваться бесконечно. И дело даже не в том, что строители за свой счет отапливают давно сданные и заселенные дома. В случае дальнейшего понижения температур, одна котельная просто не справится с возложенной на нее нагрузкой. В результате без тепла останутся как еще строящиеся корпуса, так и уже заселенные квартиры домов 1-го микрорайона.

О том же, во что выльется аварийная остановка единственной котельной, когда за окном (равно как и внутри помещений) будет глубокий минус – лучше и не думать.

Дмитрий ИВАНОВ |
Выбор читателей