Бензин в России будет стоить как в Европе

Читать в полной версии →
Цены на бензин устремились к европейскому уровню. Сможет ли правительство их остановить, не известно. По крайней мере, сделать это при помощи имеющегося административного инструментария будет крайне сложно


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российское правительство всеми силами пытается обуздать продолжающийся рост цен на моторное топливо. Вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила о том, что в правительстве не исключают переноса и на следующий месяц введенных с 1 мая повышенных экспортных пошлин на топливо. Правда, при этом министр поспешила оговориться, что введение заградительных пошлин является временной мерой, а для регулирования рынка необходимы более системные меры – например, новая система налогообложения нефтяной отрасли.

Напомним, с 1 мая экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, включая бензин, была повышена с $283,9 до $304 за тонну. До повышения ставка исчислялась исходя из коэффициента 0,67 к пошлине на нефть. С 1 мая для бензина этот коэффициент был повышен до 90%.

Повышение пошлин стало ответом на бензиновый кризис, возникший в начале весны. За короткое время дефицит топлива начался более чем в десяти регионах. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в Алтайском крае, на Сахалине, в Санкт-Петербурге, Воронеже и Новосибирске. В результате, на Алтае была резко ограничена продажа бензина. Доходило до того, что автозаправочные станции крупнейших региональных операторов рынка – "Газпром нефть" и "Роснефть" – отпускали не более 20 л бензина на машину.

Дефицит топлива привел к резкому росту цен. С 1 по 9 мая, когда снабжение большинства АЗС было еще более затруднено в связи с праздниками, на ряде заправок цена наиболее ходового бензина А-92 достигала 30 руб. за литр. Дефицит топлива породил ажиотажный спрос со стороны перепуганных автовладельцев, который усугубил ситуацию, спровоцировав многочисленные спекуляции.

Создается впечатление, что весенний скачок топливных цен стал для правительства полной неожиданностью. Чиновники и представители Генпрокуратуры поспешили обвинить в происходящем производителей и поставщиков нефтепродуктов, якобы вступивших в сговор с целью перенаправить топливо с внутреннего рынка на внешний.

Решить проблему попытался Владимир Путин, объявив о введении с 1 мая запретительных экспортных пошлин. Премьер потребовал представить ему список всех топливно-сбытовых компаний. "Нам нужен реестр всех сбытовых компаний и так называемых независимых", – отметил глава правительства, пояснив, что "с ними нужно выработать такие отношения, "чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит". Вице-президент крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть" Игорь Ромашов, отвечающий за блок нефтепродуктообеспечения, был временно отстранен от исполнения своих обязанностей.

Однако демонстративный акт "ручного управления", похоже, не принес особых результатов. Несмотря на то что топливо на АЗС начало появляться, цены на него снижаться не торопятся. Тот факт, что правительство рассматривает возможности продления срока действия заградительных пошлин, свидетельствует о невысокой эффективности подобных действий.

В основе нынешнего роста цен на топливо лежит объективная ситуация на мировом рынке. В Европе, например, в последнее время бензин и дизельное топливо заметно поднялись в цене, при том что в России на протяжении нескольких месяцев правительство предпринимало рыночные и нерыночные действия по сдерживанию их роста. Одной из основных причин давления на внутренний топливный рынок тогда (да и сегодня тоже) стало введение акциза, повышающего стоимость 1 л топлива на 1 рубль. По расчетам правительства, акциз станет источником наполнения возрожденного дорожного фонда. По словам министра финансов Алексей Кудрина, восстановленная "копилка" позволит России в десять лет довести "российские дороги до европейского уровня".

Впоследствии тема данного акциза не часто поднималась в публичных выступлениях российских чиновников. Дело в том, что его введение должно было компенсировать предполагаемую отмену транспортного налога с автовладельцев. Подобный налог является экономическим анахронизмом и давно не используется в большинстве развитых стран. Однако россиян ждало разочарование. Вместо отмены дорожного налога правительство лишь сократило вдвое его базовую ставку, сохранив за регионами право использования огромных повышающих коэффициентов.

В итоге автомобилисты оказались обмануты дважды. С одной стороны, снижение базовой ставки было практически полностью компенсировано региональными властями через повышающие коэффициенты. С другой – введен был и тот самый акциз, лежащий в основе повышения стоимости топлива.

Таким образом, механизм роста цен был сформирован еще в начале января. Зимой сдерживать цены удавалось посредством административного воздействия. С началом весны "ручное управление" оказалось бессильным, так как на указанный базовый фактор наложились другие объективные обстоятельства. В условиях искусственного сдерживания цен на внутреннем рынке и их роста на внешнем рынке производители и трейдеры устремили свои взгляды за рубеж. Резкий рост объемов экспорта нефтепродуктов привел к дефициту и удорожанию их на внутреннем рынке.

Введение заградительных пошлин, возможно, позволит восстановить баланс предложения на рынке. Однако нет оснований полагать, что в результате бензин будет стоить, как раньше. С одной стороны, давить на ценник будет упомянутый акциз, с другой – перед производителями будет маячить ориентир европейских цен. Все это оставляет мало шансов на возврат к прошлым ценовым уровням.

Самое же печальное в том, что на ситуацию уже практически невозможно повлиять даже посредством "ручного управления". Напротив, административное сдерживание цен зимой только усилило эффект сжатой пружины, распрямившейся в самый неподходящий момент. Созданный в начале года и активно поддерживаемый в зимние месяцы дисбаланс будет неизбежно стремиться к выравниванию.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей