ФОТО Станислава Сахарова |
Вот с этой школы и началась история, которая уже сделала название почти безымянной деревни достаточно известным. Шесть лет назад местным жителям стало понятно, что на следующий год учить в школе уже будет некого. Дети школьного возраста закончились. А это значило, что надо закрывать школу. Что происходит после закрытия школы, местного клуба, больницы, объяснять не надо. Русская деревня переживала это не раз: запущенные коммуникации, заезжающая раз в неделю продуктовая лавка вместо постоянного магазина, приходящий врач. Потом тем, кто все это еще выдерживает, предлагается переселиться в населенный пункт покрупнее, колодцы забрасываются, электрические провода изымаются на цветной лом - и, наконец, населенный пункт исчезает из системы всероссийской почтовой индексации. Была деревня, и нет деревни. Как и не было никогда.
Примерно такой сценарий и начал раскручиваться в Шапах в середине 2000-х. И раскрутился бы, не будь коллектив преподавателей Шаповской средней школы настойчивым и смекалистым. Преподавателю музыки Елене Тихорецковой бросилась в глаза статья о приемных семьях. Через депутата областной думы коллектив школы внимательно ознакомился с документами на эту тему. Решили попробовать. Трое сотрудников школы поехали в ближайшую Кардымовскую школу-интернат, прошли все необходимые курсы и забрали с собой в деревню пятерых детей. Они и стали первыми учащимися в новом учебном году.
Увидев, что ничего страшного в этом нет, в процесс включились и другие жители деревни. В апреле 2007 г. еще семь женщин поехали проходить обучение в школу-интернат и привезли восемь ребятишек. Потом в этих семьях стали появляться собственные дети.
Сейчас в Шапах 13 приемных семей, в которых воспитываются 36 детей. Скоро ожидается прибавление: курсирующий раз в неделю автобус должен привезти из города брата с сестрой. Они будут учиться во втором классе. Дети прекрасно знают, что находятся в приемных семьях, что они не родные, но все называют родителей мамами и папами и искренне счастливы.
Конечно, далеко не все так радужно, как хотелось бы. Для местных жителей основная проблема - отсутствие нормальной дороги и, как следствие, нормального сообщения с городом. Местные власти пообещали исправить ситуацию: столь необычный опыт реанимации деревни обязывает. И все же стоит вспомнить, что отсутствие дорог становится причиной гибели сотен российских деревень ежегодно. И "бесперспективными" их делает не экономика, а конкретные чиновники.
Другая проблема - нежелание соответствующих инстанций, задействованных в процессе усыновления или опеки, работать пооперативнее. В деревне рассказали историю о том, как представитель СЭС соизволил наведаться в предполагаемый дом проживания ребенка в марте, получив запрос в ноябре - все это время будущий опекун был вынужден исправно караулить редкий автобус до города, чтобы продлевать справки в районном наркологическом и психиатрическом центрах.
Светлана Михайловна Егорова - школьный библиотекарь - сетует на отсутствие новых изданий "старых" детских книг Маршака, Чуковского, Крылова. В библиотеке остались лишь списанные за ветхостью издания, по которым учились когда-то давно.
Не стоит думать, что детей взяли только по расчету. Ничто об этом не говорит: ни то, как улыбаются все члены новообразованных семей, ни то, как набирает обороты процесс усыновления. Хочется думать, что этот своего рода эксперимент в отдельно взятой российской деревне станет чем-то большим, чем социальным курьезом. Если слово "выгода" уместно тогда, когда мы говорим о детях, тот тут она налицо: дети получают семьи, родители обретают детей и смысл жить в этом месте. А сама деревня - шанс уцелеть.