|
До сих пор ни один из участников зоны евро подобного поведения себе не позволял, без малейшего писка принимая новый пакет предложенных мер. Разве что в Германии накануне голосования наблюдалась некоторая напряженность. Но ей простительно – все же главный спонсор, на долю которого приходится почти треть от всего объема финансовых гарантий. И немецких налогоплательщиков, уставших оплачивать косяки аутсайдеров, вполне можно понять. В отличие от Словакии Германия не просто дает гарантии поддержки, а уже сейчас выделяет реальные деньги на кредитование тех же Афин и прочих транжир. Но строптивость, проявленная словацким парламентом, как нельзя нагляднее свидетельствует о том, что в кризисе находятся не только самые проблемные страны союза, но и вся еврозона. Сложившаяся ситуация стала для нее суровой проверкой на прочность. И говорить о том, что испытание пройдено успешно, совершенно преждевременно.
Как бы то ни было, теперь у Европы достаточно средств, чтобы на какое-то время отсрочить дефолт многострадальной Греции и поддержать евро. Возможно, эта новость хоть немного успокоит не на шутку разволновавшиеся мировые рынки. Однако, скорее всего, это будет затишье перед бурей. Очевидно, что Афины не в состоянии выбраться из долговой ямы даже с международной помощью. И раз уж банкротство одного из участников зоны евро, судя по всему, категорически неприемлемо для остальных, без списания весьма солидной части греческих долгов никак не обойтись. Еще в конце июля европейские лидеры договорились, что Греции простят 20% долгов по облигациям перед банками и другими финансовыми институтами. Сейчас в кулуарах уже поговаривают о том, что списывать придется 30%, а то и все 50%. Беда в том, что этот путь таит в себе новые опасности для всего валютного содружества.
Программа участия частного сектора (PSI) в реструктуризации суверенных долгов, предусматривающая "добровольное" списание инвесторами части задолженности проблемных государств, может навредить репутации еврозоны, банкам региона и вызвать волатильность на валютном рынке, предупреждают эксперты ЕЦБ в своем ежемесячном отчете. Кто же захочет размещать средства в активах, номинированных в валюте тех стран, которые не готовы выполнять взятые на себя обязательства? А в данном случае такой валютой становится евро.
В документе ЕЦБ отмечается, что программа PSI использовалась и ранее для разрешения суверенных долговых кризисов, но тогда рисковало лишь само государство-должник. "В рамках валютного союза финансовые рынки тесно взаимосвязаны, и негативные последствия от применения программы PSI могут быть гораздо более значительными. Применение PSI в одном государстве – члене блока подвергнет риску финансовую стабильность всего региона", – подчеркивается в документе.
Прежде всего, прямые негативные последствия такой программы ощутят на себе европейские банки. "Дополнительное давление на государственные финансы в странах еврозоны может привести к ухудшению кредитных рейтингов этих стран, что, в свою очередь, затруднит привлечение финансирования банками. Это ухудшит прогнозы для банковского сектора Европы и потребует более значительных усилий в плане рекапитализации кредитных организаций", – резюмируют аналитики ЕЦБ.