ФОТО: ИТАР-ТАСС |
На самом деле они мало изменились за последние 10 - 15 лет и успешно эксплуатируются любой политической силой, оказавшейся у власти. В середине 1990-х гг. в регионах так называемого "красного пояса" (территории с устойчивой поддержкой КПРФ на местных и федеральных выборах) губернаторы-коммунисты точно так же ставили наполняемость местных бюджетов и газификацию деревень в зависимость от результатов голосования. И точно так же получали убедительный результат.
Текущая парламентская кампания оказалась богата на разоблачения: некоторое время назад в Интернет успели попасть записи с выступлениями мэра Новокузнецка Валерия Смолего, главы администрации Ижевска Дениса Агашина. Наплыв компромата можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, по мере развития кризиса снижается рейтинг правящей партии, и она пытается компенсировать этот процесс с помощью административного ресурса. Чиновники действуют все более активно, и поэтому все чаще попадают в поле зрения общественности. Во-вторых, технический прогресс шагнул в массы, и тайное легко становится явным. Теперь даже простому красноярскому школьнику ничего не стоит записать на телефон профилактическую беседу, которую проводит с ним директриса школы, развесившая в школьных коридорах плакаты "Единой России", и выложить видео на свою страничку в "ВКонтакте".
Пока участившиеся удары по предвыборной кампании никак не влияют на ее ход: факты нарушений либо признают незначительным (Агашина, например, оштрафовали за нарушение правил агитации аж на 2 тыс. руб.), либо просто не замечают (в Новокузнецке ЛДПР никак не может пожаловаться на Смолего в суд - под разными предлогами тот отказывается рассматривать жалобы на чиновника). Но не все так просто: эффект от административного нажима может быть отложенным. И сработать сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, он подрывает доверие к результатам, с которыми придет к победе правящая партия, сам факт которой ни у кого не вызывает сомнений. Однако любой заоблачный результат будет воспринят обществом как нелегитимный, предупреждают эксперты Центра стратегических разработок в докладе "Движущие силы и перспективы политической трансформации России".
Кроме того, английская пословица гласит, что привести лошадь к воде может один человек. Но даже десять не заставят ее пить. Проще говоря, активное принуждение к голосованию еще не означает, что избиратели поставят галочку в бюллетене именно там, где приказано. Именно поэтому эксперты оценивают потенциал административного ресурса в 15% - 20% от реальных результатов голосования. То есть он может помочь исказить результаты, но выдать черное за белое не удастся. Очевидно, именно поэтому оппозиции иногда все-таки удается побеждать - как, например, в Братске Иркутской области или Мегионе Ханты-Мансийского округа. В "тучные нулевые" стабильно высокий процент "Единой России" был обеспечен не столько административным ресурсом, сколько негласным общественным договором между населением и властью. Одно из ключевых условий такого договора - стабильный рост благосостояния избирателей. В условиях кризиса выполнение этого условия оказывается под вопросом, автоматически будут пересмотрены и остальные составляющие договора.