Разоблачения на марше

Эксперты оценивают потенциал административного ресурса на выборах в 15% - 20% от реальных результатов голосования. То есть он может помочь исказить результаты, но выдать черное за белое не удастся


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Ни для кого не секрет, что именно губернаторы отвечают за результаты выборов в пределах вверенных им территорий. Так, худший по округу результат "Единой России" в Твери (39,79%) на региональных выборах в марте 2011 г. основательно ускорил отставку губернатора области Дмитрия Зеленина. И главу Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко в Совет Федерации переводили в том числе и под тем предлогом, что ее способности провести парламентские выборы оказались под вопросом. По большому счету административные методы, используемые властями для достижения превосходства соответствующей политической партии, хорошо известны.

На самом деле они мало изменились за последние 10 - 15 лет и успешно эксплуатируются любой политической силой, оказавшейся у власти. В середине 1990-х гг. в регионах так называемого "красного пояса" (территории с устойчивой поддержкой КПРФ на местных и федеральных выборах) губернаторы-коммунисты точно так же ставили наполняемость местных бюджетов и газификацию деревень в зависимость от результатов голосования. И точно так же получали убедительный результат.

Текущая парламентская кампания оказалась богата на разоблачения: некоторое время назад в Интернет успели попасть записи с выступлениями мэра Новокузнецка Валерия Смолего, главы администрации Ижевска Дениса Агашина. Наплыв компромата можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, по мере развития кризиса снижается рейтинг правящей партии, и она пытается компенсировать этот процесс с помощью административного ресурса. Чиновники действуют все более активно, и поэтому все чаще попадают в поле зрения общественности. Во-вторых, технический прогресс шагнул в массы, и тайное легко становится явным. Теперь даже простому красноярскому школьнику ничего не стоит записать на телефон профилактическую беседу, которую проводит с ним директриса школы, развесившая в школьных коридорах плакаты "Единой России", и выложить видео на свою страничку в "ВКонтакте".

Пока участившиеся удары по предвыборной кампании никак не влияют на ее ход: факты нарушений либо признают незначительным (Агашина, например, оштрафовали за нарушение правил агитации аж на 2 тыс. руб.), либо просто не замечают (в Новокузнецке ЛДПР никак не может пожаловаться на Смолего в суд - под разными предлогами тот отказывается рассматривать жалобы на чиновника). Но не все так просто: эффект от административного нажима может быть отложенным. И сработать сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, он подрывает доверие к результатам, с которыми придет к победе правящая партия, сам факт которой ни у кого не вызывает сомнений. Однако любой заоблачный результат будет воспринят обществом как нелегитимный, предупреждают эксперты Центра стратегических разработок в докладе "Движущие силы и перспективы политической трансформации России".

Кроме того, английская пословица гласит, что привести лошадь к воде может один человек. Но даже десять не заставят ее пить. Проще говоря, активное принуждение к голосованию еще не означает, что избиратели поставят галочку в бюллетене именно там, где приказано. Именно поэтому эксперты оценивают потенциал административного ресурса в 15% - 20% от реальных результатов голосования. То есть он может помочь исказить результаты, но выдать черное за белое не удастся. Очевидно, именно поэтому оппозиции иногда все-таки удается побеждать - как, например, в Братске Иркутской области или Мегионе Ханты-Мансийского округа. В "тучные нулевые" стабильно высокий процент "Единой России" был обеспечен не столько административным ресурсом, сколько негласным общественным договором между населением и властью. Одно из ключевых условий такого договора - стабильный рост благосостояния избирателей. В условиях кризиса выполнение этого условия оказывается под вопросом, автоматически будут пересмотрены и остальные составляющие договора.

Выбор читателей