Снежная революция в Цхинвале

Читать в полной версии →
Призрак оранжевой революции, не дающий покоя российским властям, снова замаячил на ближних подступах к нашим рубежам. Чем бы ни закончилось противостояние в Южной Осетии, произошедшее уже успели расценить как "крупное поражение Кремля на постсоветском пространстве"


Сторонники Аллы Джиоевой. ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Призрак оранжевой революции, не дающий покоя российским властям, снова замаячил на ближних подступах к нашим рубежам. Президентские выборы в Южной Осетии переросли в масштабный политический кризис. Команда действующего президента республики Эдуарда Кокойты не смогла признать победу оппозиции. В понедельник стало понятно, что победу в состоявшемся в воскресенье втором туре выборов одержала Алла Джиоева, она на 16% опередила Анатолия Бибилова – официального преемника действующего главы государства. А уже во вторник Верховный суд республики отменил результаты второго тура президентских выборов, после чего сторонники Джиоевой вышли на улицы.

В среду Джиоева объявила себя президентом Южной Осетии и предъявила ультиматум власти: отмена решения Верховного суда в обмен на безопасность самого Кокойты. Вчера вечером она передала председателю Верховного суда Ацамазу Биченову жалобу на решение Верховного суда.

Чем бы ни закончилось начавшееся противостояние, произошедшее уже успели расценить как "крупное поражение Кремля на постсоветском пространстве", ведь президент РФ Дмитрий Медведев публично поддержал главу МЧС ЮО Анатолия Бибилова. При этом мало кто отдает себе отчет: поражение Кремлю нанесла не столько осетинская оппозиция ("в Южной Осетии нет и не может быть антироссийских кандидатов, и играть на этом бессмысленно", объясняет бывший министр информации Южной Осетии Ирина Гаглоева), сколько сам Кокойты.

Москва явно рассчитывала, что действующий президент аккуратно проведет операцию "Преемник", передав власть человеку, приемлемому как для него самого, так и для его основного политического партнера. Не тут-то было: местная власть старательно дробила административный ресурс, выдвигая многочисленных дублеров Бибилова – его основными конкурентами оказались сразу трое: глава Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Южной Осетии Георгий Кабисов, вице-мэр Цхинвала Алан Котаев и директор хлебозавода Вадим Цховребов. При этом Кабисов возглавил "Осетинский народный фронт" – видимо, это должно было дать понять населению, что он работает вместе с путинским ОНФ. А значит, именно этого кандидата, а не Бибилова, поддерживает Кремль. Наконец, еще одной медвежьей услугой со стороны Кокойты стало назначение Бибилова официальным преемником: с учетом отрицательного рейтинга действующего президента такое звание не прибавляло голоса, а скорее отнимало их.

Причины такого саботажа достаточно прозрачны: в последние годы отношения между Москвой и Цхинвалом складывались не самым блестящим образом, чего стоили хотя бы многочисленные попытки убрать из республики премьера Вадима Бровцева, присланного для контроля за финансовыми потоками, направляемыми на восстановление республики (степень коррумпированности осетинских властей грозила свести на нет поступающую из России финансовую помощь). В свою очередь, Москва жестко заблокировала переизбрание на третий срок самого Кокойты, а также выдвижение кандидатом в президенты Таймураза Хугаева – генпрокурора республики и лидера самого влиятельного клана в окружении главы государства.

Сейчас, формально проиграв два тура выборов, Кокойты оказался на шаг впереди Москвы: президентские выборы перенесены на март (в это же время пройдут выборы главы государства в России, Москве будет труднее следить за происходящим в Цхинвале). Джиоева отстранена от участия в перевыборах, а Бибилов дискредитирован и тоже не факт, что примет в них участие. В этом случае у окружения Кокойты появится возможность продвинуть более подходящего кандидата, а на Москву так или иначе ляжет тень от решения Верховного суда: трудно будет поверить, что оно было принято без консультаций со Смоленской площадью.

Теперь Москве предстоит скорректировать свою политическую позицию. Вариант, при котором поддержку получит Джиоева, выглядит самым невероятным: слишком велико недоверие российской бюрократии к выборам как к инструменту передачи власти. В среду в Цхинвал вылетел замглавы администрации президента Дмитрия Медведева по межрегиональным связям Сергей Винокуров. Джиоева сообщила, что у них состоялся "конструктивный диалог", но подробностей беседы не раскрыла.

Ранее российский МИД сделал заявление, в котором отметил, что "эти политические процессы – внутреннее дело дружественного соседнего государства. Россия, четко выполняя свои договорные обязательства в области обеспечения внешней безопасности Южной Осетии, не вмешивается и не намерена вмешиваться в ее внутренние дела". Судя по всему, тайм-аут на раздумье взял не только Кокойты, но и российские политики.

## AP ©

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей