ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Если в предыдущие шесть месяцев 44% респондентов обновляли свой гардероб, то в следующие полгода покупать одежду планируют всего 35%. Не отказывали себе в развлечениях 14% опрошенных, а развлекаться и впредь собираются почти в два раза меньше – 8%. Ремонт успели сделать 19% участников исследования, а декларировали подобные намерения лишь 11%.
По другим статьям расходов тоже запланировано сокращение, но в большинстве случаев не такое ощутимое. К тому же, здесь может играть роль фактор сезонности. В частности, 60% – 65% ежегодных платежей за образовательные услуги, по понятным причинам, приходится именно на лето – осень. Поэтому снижение с 12% до 10% вполне объяснимо, и его нельзя назвать падением. Такая же история и туризмом. Наши люди предпочитают брать отпуск в теплое время года, так что снижение доли семей, имевших (и планирующих) крупные траты по данному направлению с 19% до 13%, также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65% – 70% от общего годового объема туристических поездок и расходов, и они уже были сделаны на момент проведения исследования.
Отдельная тема – медицина. Потратиться на нее за последние полгода пришлось 25% респондентов, а планируют сделать это 15%. Казалось бы, сокращение налицо. Но на здоровье люди, как правило, не экономят. Просто подобные расходы, за исключением ситуаций, когда речь идет о тяжелых хронических заболеваниях, никто заранее не планирует. Поэтому в данном случае разрыв между потратившими и теми, кто предполагает такие траты, свидетельствует, скорее, о довольно оптимистичных настроениях. Понятно, что от проблем со здоровьем никто не застрахован, но все же надеяться на лучшее – это в природе человека.
Отчасти сезонным фактором можно объяснить и снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви, с 44% до 35%. Возможно, большинство респондентов еще осенью озаботилось покупкой соответствующих товаров. Кроме того, обновление гардероба за полгода вперед обычно не планируется. Но авторы исследования интересовались планами по крупным расходам. А приобретение, скажем, шубы из натурального меха для большинства людей все же не бывает спонтанным.
Мысль о том, что в случае с одеждой можно говорить именно о намерении экономить подтверждает и тот факт, что снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало- и среднеобеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов как совершали расходы по этой статье в предыдущие шесть месяцев 46% опрошенных, так и собираются совершать покупки в следующие шесть месяцев 48%.
Также лишь отчасти объяснить сезонностью можно снижение с 19% до 11% доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. Окна зимой менять, конечно, не совсем удобно, но вот работы по внутренней отделке помещений от климатических условий сильной зависимости не имеют. Интересно, что самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, – в самых крупных городах-миллионниках: всего 6%.
И уж совсем очевидна запланированная экономия в развлечениях. В преддверии целой череды праздников (Нового года и Рождества, 14 и 23 февраля, 8 марта) и в связи с увеличением времени, проводимого в крытых помещениях, можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что именно эта статья семейного бюджета в трудные времена секвестрируется одной из первых.
"Можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и "необязательных" услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010-го по осень 2011 г., скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте – до нуля и ниже (сокращение)", – резюмирует ведущий консультант "Ромир" Игорь Березин.