ФОТО: AFP |
Маневр намечен на 11:20 пятницы по времени восточного побережья США (20:20 мск) и будет осуществлен с помощью двигателей служебного модуля "Звезда". В настоящее время на МКС находятся командир Дэниел Бербэнк (NASA), бортинженеры - космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и Олег Кононенко, а также Андрэ Кауперс (ESA) и Дональд Петтит (NASA).
Фрагмент американского коммерческого спутника связи Iridium диаметром около 10 см может пройти в 1 км от станции. Несмотря на небольшой размер, последствия столкновения, которого, скорее всего, удастся избежать, могут быть весьма плачевными. Так, например, в 1983 г., когда была зафиксирована самая первая "встреча" пилотируемого корабля с космическим мусором, песчинка диаметром не более 1 мм оставила серьезную трещину в иллюминаторе американского шаттла.
Между тем, как утверждают в NASA, столкновения крупных объектов в космосе не так уж и часты. Специалисты отслеживают движение вокруг Земли около 21 тыс. различного рода объектов, диаметр которых - десять и более сантиметров. Орбита каждого такого обломка известна. Если объект становится "на пути" действующего спутника, его "передвигают".
Сегодняшний маневр уклонения МКС станет 13-м с 1998 года. Впрочем, такая операция удается не всегда. Так, в июне 2011 г. космонавтам пришлось укрываться в аварийно-спасательной капсуле космического корабля "Союз", когда мимо станции пролетал фрагмент космического мусора. В тот раз МКС не успела уклониться от опасного объекта.
Да и сам Iridium, обломок которого мчится на МКС, стал жертвой космической аварии. В феврале 2009 г. он столкнулся с советским "коллегой" - "Космосом-2251". В результате оба аппарата разлетелись на множество мелких обломков.
Отметим, что на днях на Землю должны рухнуть обломки межпланетной станции "Фобос-Грунт", которая из-за сбоя в работе двигателей застряла на земной орбите. Существует вероятность, что они упадут в Индийский океан. По расчетам специалистов Роскосмоса, до нашей планеты долетят 20 - 30 фрагментов "Фобоса" общей массой до 200 кг, токсичное топливо - диметилгидразин - сгорит в плотных слоях атмосферы. Вероятность того, что от падения обломков могут пострадать люди, крайне мала.