ФОТО: AFP |
Депутат Насер Судани, которого цитирует газета Tehran Times, заявил: "Многим представителям меджлиса, в том числе и мне, не терпится одобрить законопроект, согласно которому ни одно европейское государство, сделавшее Иран целью своих санкций, не сможет купить ни капли иранской нефти".
По мнению депутата, с введением эмбарго Запад собственными руками ухудшил свое положение, так как европейским странам будет нечем заменить иранскую нефть. Более того, сам факт эмбарго на поставки нефти из Ирана неизбежно приведет к повышению цен на черное золото. В связи с чем, по мнению Судани, европейцам все равно придется покупать иранскую нефть, только на сей раз уже через посредников. И это значительно повысит их расходы.
В том, что эмбарго ударит по самой Европе, иранские парламентарии, безусловно, правы. Прежде всего потому, что значительная доля европейского импорта иранской нефти – около 68% – приходится на наиболее слабое звено ЕС: Грецию, Италию и Испанию. В Греции доля потребления нефти из Ирана достигает 35%. По данным Financial Times, в 2011 г. европейские страны импортировали, в среднем, 600 тыс. баррелей иранской нефти в сутки.
Напомним, что к 1 июля 2012 г. все члены Евросоюза, импортирующие иранскую нефть, должны будут полностью от нее отказаться. Запрет касается приобретения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также связанных с этим финансирования и страхования. Уже заключенные контракты по иранской нефти могут выполняться до 1 июля.
Как уже не раз отмечалось ранее, европейское эмбарго не несет в себе непреодолимых угроз иранской экономике. Тем более вряд ли оно способно приостановить ведущиеся в стране ядерные разработки. Доля экспорта иранской нефти в страны ЕС не превышает 20%, и в случае эмбарго она без труда может быть перераспределена между партнерами Ирана в Юго-Восточной Азии.
Едва ли не единственным негативным следствием эмбарго является определенный удар по имиджу Ирана и его амбициозного руководства. Отказ европейцев от импорта иранской нефти можно расценивать как унизительный политический выпад в отношении Исламской Республики. По логике вещей, этот шаг предполагает адекватный ответ с иранской стороны, в качестве которого долгое время рассматривалась возможность блокады Ормузского пролива.
В случае реализации своего последнего решения иранское руководство фактически переворачивает стол и начинает игру заново, причем все преимущества на этот раз оказываются уже на его стороне. Благодаря подобной ответной мере Иран избегает вероятности военного столкновения с силами Запада, сулящего крах действующему в стране режиму. Это означает, что опасность масштабной войны в Персидском заливе начинает сходить на нет.