ФОТО: AFP |
Юбилейные Канны открываются фильмом "Королевство полной луны" американца Уэса Андерсона, а закроются картиной "Тереза Дескейру" француза Клода Миллера по одноименному роману Франсуа Мориака.
Нынешний конкурс имеет некоторые особенности: в нем совсем нет женщин и дебютантов, хотя американское кино представлено самым молодым поколением. Есть также один фильм нашего как бы соотечественника, хотя трудно сказать, какую страну Сергей Лозница представляет. Но обо всем по порядку.
Фильм открытия стартует в нашем прокате сразу по завершении фестиваля. По сюжету в далекие 60-е гг. прошлого века девочка сбегает из дома с бойскаутом, и вся королевская рать не может влюбленных сыскать. В "Королевстве полной луны" (Moonrise Kingdom) играют звезды первой величины: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей и Харви Кейтель.
В конкурсе заявлены ленты нескольких прославленных мэтров и патриархов мирового кино. Так, постоянный фаворит отборочной комиссии 75-летний британец Кен Лоуч частенько исполнял работу ангела, защищая обездоленных как на экране, так и в жизни. Его кино "Ангельское участие" (The Angels; Share) повествует о человеке, у которого проблемы с законом. Визуальный ряд представлен в исполнении оператора Робби Райана, снявшего недавний "Грозовой перевал".
Ален Рене накануне своего 90-летия выступает с фильмом "Вы еще ничего не видели" (Vous N'Avez Encore Rien) по пьесе Жана Ануя "Эвридика" с участием почти что своего ровесника Мишеля Пикколи, а также Матье Амальрика и Ламбера Уилсона в роли одного из Орфеев.
Еще два знаменитых француза – Жак Одиар и Лео Карракс – поборются за заветный трофей. Получивший за "Пророка" каннский Гран-при в 2009 г. Одияр снял историю любви по рассказу канадского писателя Крейга Дэвидсона, где оскароносная Марийон Котийяр играет тренера косаток, пересевшую в инвалидную коляску. Фильм называется "Ржавчина и кость" (De rouille et d'os).
Нового Карракса с фильмом "Божественные моторы" (Holy Motors) обещают показать у нас в сентябре. На заре карьеры он был самым многообещающим режиссером родины кино, но после каннского провала фильма "Пола Х" в 1999-м мы могли оценить его творческие усилия лишь в сборнике киноновелл "Токио!", где он был автором части под названием "Господин Дерьмо". Карракс верен себе: в новой ленте его излюбленный актер-фрик Дени Лаван путешествует по телам и жизням разных людей, подвергая их небольшой акселерации.
Из представителей "золотой когорты" мирового экрана нас вновь порадуют Михаэль Ханеке, Дэвид Кронненберг и Аббас Киаростами. Ханеке снял "Любовь" (Amour) – о сильных чувствах в 80-летнем возрасте, с пожилым Жаном-Луи Трентиньяном и легендарной Эмманюэль Рива, снимавшейся еще у Алена Рене в "Хиросима – любовь моя". Футуристический триллер "Космополис" (Сosmopolis) – попытка вывести Роберта Паттинсона из дебрей вампирской саги. Кроненберг экранизировал фантастический роман Дона Делилло о том, как мир миллионера то ли наяву, то ли во сне превращается в шизореальность.
"Как будто влюбленный" (Like Someone in Love) – японская сага о далеко не платонической любви профессора и его студентки, снятая прославленным иранцем Киаростами в Стране восходящего солнца.
Австрийский документалист Ульрих Зайдль, иногда снимающий замечательные художественные картины, представит "Рай: любовь" (Paradies: Liebe). Он исследует неожиданные проблемы: секс-туризм для пожилых, стрессовое похудание и католическое мессианство. Томас Винтерберг, один из "догматиков", с фильмом "Охота" (The Hunt) приглашает на очередное торжество в компании с сорокалетним отцом, которому пришлось совсем чуть-чуть, но опасно приврать. Актер Мадс Миккельсен еще раз напомнит, как начиналась датская эпопея фон Триера.
Телевидение эпохи Берлускони стало предметом очередного бескомпромиссного исследования под названием "Реалити-шоу" (Reality) обладателя каннского Гран-при 2008 г. Маттео Гарроне. Другой лауреат Канн, румынский режиссер Кристиан Мунжу снова обратился к истории выбора: послушницу отдаленного православного монастыря подруги соблазняют бросить служение и вернуться "в мир".
В конкурсе также представлены ленты менее известных или почти незнакомых нам режиссеров: корейца Хон Сан-Су "В другой стране" (Da-Reun Na-Ra-e-Suh), американцев Джона Хиллкоута "Беззаконный" (Lawless), Ли Дэниелса "Газетчик" (The Paperboy) и молодого Джеффа Николса "Слякоть" (Mud), новозеландца Эндрю Доминика "Ограбление казино" (Killing Them Softly), мексиканца Карлоса Рейгадаса "После тьмы свет" (Post Tenebras Lux) и египтянина Юсри Насраллы "После битвы" (Baad El Mawkeaa).
Остается сказать о единственном российском фильме конкурса 65-го Каннского кинофестиваля. Начинавший в документальном кино выпускник ВГИКа белорус Сергей Лозница не впервые участвует в престижном киносмотре. Его дебютный игровой фильм – черная драма "Счастье мое" – два года назад пролетел мимо призов, но вызвал чуть ли не обострение отношений в союзных государствах. Новая лента снова отобрана в конкурс Канн, что уже является большим личным достижением автора.
Это экранизация одноименной военной повести Василия Быкова. Трагический рассказ о невозможности выбора в условиях всеобщего безумия и смертоубийства выглядит как камерная минималистская притча. Главного героя ложно обвиняют в сотрудничестве с фашистами, и к нему отправляются двое партизан, чтобы совершить расправу. В фильме нет звезд, минимум спецэффектов, он весьма нетороплив, однако хорошая литературная основа и внятная режиссура выделяют его из разряда ординарных. Ленту вряд ли можно назвать целиком российской: она снималась в Прибалтике при участии пяти стран – Германии, Нидерландов, Белоруссии, России и Латвии.
Кроме основного конкурса в Каннах проходит несколько параллельных программ, и стоит отметить, что единственная российская участница кинофестиваля – выпускница ВГИКа Таисия Игуменцева попала в параллельную программу короткометражных фильмов Cinefondation со своей дебютной лентой "Дорога на...".