Путин пошел по стопам римского императора

Читать в полной версии →
Предложение Холманских стать полпредом – публичная декларация того, что подобная преданность вознаграждается вне зависимости от компетенции верноподданного


Слева направо: восковые лошадь, Дмитрий Медведев и Владимир Путин. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Владимир Путин предложил начальнику цеха "Уралвагонзавода" Игорю Холманских стать его полномочным представителем в Уральском федеральном округе. Холманских, как не трудно догадаться, предложение принял. Во всех отношениях нетривиальный кадровый ход недавно избранного президента можно объяснить только желанием публично продекларировать приверженность определенным ценностям. Каким – в общем, понятно, если вспомнить, как именно появился на нашем политическом небосклоне новый полпред.

Холманских стал известен в конце декабря 2011 г., после прямой линии с тогда еще премьером Владимиром Путиным. Во время эфирного включения из сборочного цеха, которым руководил будущий полпред, он выразил готовность приехать в Москву "с мужиками" и "защитить стабильность" от демонстрантов – раз уж этого не может сделать полиция.

Фраза "мы с мужиками" спровоцировала вал насмешек в Интернете, так что Холманскому пришлось разъяснять свою позицию в открытом письме, где он противопоставил "всех рабочих Урала и России", которые поддерживают политику Путина, "офисному планктону". После этого инициативный начцеха занялся созданием движения "В защиту человека труда" (поддерживало на выборах кандидата в президента Владимира Путина), стал депутатом гордумы Нижнего Тагила и доверенным лицом Путина.

Судя по всему, президент столь горячую любовь оценил. Назначение Холманских на должность полпреда – публичная декларация того, что подобная преданность вознаграждается вне зависимости от компетенции верноподданного. Не случайно предложение было сделано не в кабинетной тиши (как это обычно происходит), а публично. Также примечательно, что Холманских рекомендовано привлечь к работе в полпредстве "и тех людей, с которыми работали в последнее время (именно занимаясь общественной деятельностью)".

Политологи ломают голову: что это было – то ли новый тренд в кадровой политике главы государства, то ли начало кампании по дискредитации полномочных представителей президента. Назначение Холманских уже сравнивают с эффектным жестом Калигулы, который сделал сенатором своего коня. Если страной управляет в ручном режиме один человек, то какая в конце концов разница, кто занимает прочие декоративные должности? Да никакой.

А должность полпреда президента никогда не была ключевой в системе управления страной – она не упомянута в Конституции, ее нет ни в одном федеральном законе. При все внешней ответственности этого поста (вроде как полпред надзирает за губернаторами), фактически он является чиновником средней руки администрации президента. "Смотрящим" – если перевести на язык, доступный простым рабочим "Уралвагонзавода".

Институт полпредства Путин ввел в начале первого срока своего президентства. Полпреды были нужны для того, чтобы присматривать за распустившимися во время ельцинской вольницы губернаторами – они не располагали реальными полномочиями, но имели прямой доступ к главе государства. По мере укрепления вертикали задача полпредов свелась к общему контролю за управляемостью в регионах – они должны были подстраховывать слабых губернаторов (таких становилось все больше после того, как отменили выборы) и осаживать слишком самостоятельных (таких, напротив, становилось все меньше). С введением процедуры назначения губернаторов у полпредов появилась еще одна важная обязанность: подбор и согласование кандидатур в губернаторы, да и та в итоге отошла к правящей партии, которая добилась права представлять кандидатов президенту. А с возвращением выборов сохранится лишь теневая часть этой процедуры – неофициальное согласование кандидата от власти.

Таким образом, на должность полпреда можно спокойно назначить хоть мифическую кухарку, хоть ткачиху из Иванова Елену Лапшину, хоть начцеха из Тагила Холманских. Главное – послан очевидный сигнал о том, какая риторика и какие позиции воспринимаются властью как правильные и вознаграждаются.

Что пугает – так это код, который использован в передаче сигнала. Пиар-кампании Путина никогда не отличались изысканностью, однако в последнее время они свелись к пугающему примитиву: тур на желтой "Ладе-Калине" в сопровождении дежурного автовоза с запасными машинами, надраенные амфоры со дна Черного моря, первомайская демонстрация с пивом... Собственно, выступление Холманских во время прямого включения из цеха "Уралвагонзавода" – картинка из той же серии, и теперь мы наблюдаем естественный ход сюжета. В конце концов, ткачиха Лапшина, которая на предвыборном съезде "Единой России" в 2007 г. умоляла Владимира Путина остаться на третий срок, в 2011 г. была выдвинута "Единой Россией" в депутаты, а по итогам выборов "унаследовала" причитавшийся премьеру мандат. Чувствуется рука одного мастера.

Страшно становится, когда представляешь себе интеллектуальный уровень потенциального адресата всех этих пиар-сигналов. Создается ощущение, что они рассчитаны на, мягко говоря, весьма недалекую аудиторию. В связи с этим у все большего количества россиян неизбежно возникает вопрос: действительно ли именно так в Кремле представляют себе рабочий класс, который почему-то активно противопоставляется "офисному планктону"?


Обсудить на Facebook

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей