ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Александр Авдеев, ранее работавший на различных должностях, в том числе замминистра в МИД, возглавил Министерство культуры с приходом в Белый дом в мае 2008 г. Владимира Путина. На этом посту он сменил Александра Соколова. С приходом Авдеева Минкультуры передали Службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Кроме того, ему отошли функции расформированного Федерального агентства по культуре и кинематографии.
В феврале 2011 г. президент Дмитрий Медведев по предложению Авдеева ликвидировал Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). Функции этого ведомства также отошли Минкультуры.
Стоит отметить, что Авдеев неоднократно жаловался на нехватку финансирования и заявлял, что российской культуре необходимы 200 млрд руб. в год. Для сравнения за прошлый год Минкультуры получило из бюджета 94 млрд рублей. В этом году государство планирует потратить на культуру порядка 95 млрд рублей.
Новый глава ведомства Владимир Мединский входит в Генсовет партии "Единая Россия", в 2004 - 2011 гг. работал в Госдуме четвертого и пятого созывов. Некоторое время возглавлял парламентский комитет по культуре. В феврале 2012 г. в ходе предвыборной кампании был доверенным лицом Владимира Путина.
Мединский был вовлечен в ряд крупных скандалов. После присвоения Мединскому степени доктора исторических наук ряд ученых обвинили его в плагиате, заявив, что в автореферате диссертации многие фразы заимствованы из чужих работ. Кроме того, Мединского обвиняли в предвзятости при написании ряда исторических книг, в которых он пытался "развенчать негативные стереотипы о России и предложить новый взгляд на российскую историю".
Новый министр культуры также известен как активный сторонник захоронения тела Владимира Ленина. "Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос - о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади", - заявлял он.
"Это назначение - это полное незнание, что происходит в нашей культуре, полное незнание, абсолютное непонимание проблемы, - заявила "Коммерсанту" актриса Лия Ахеджакова. - У меня сложился образ человека, которого если назначать, то куда-то в силовики..."
"Владимир Мединский в качестве министра культуры может соперничать разве что с Игорем Холманских в качестве уральского полпреда, - считает эксперт Forbes.ru Борис Грозовский - Что будет поддерживать Минкульт Мединского, легко себе представить. Кино a là Михалков. Исторические романы a là Мединский".
Однако в первую очередь новому министру культуры придется решать вопросы со строительством новых музейных зданий. Ранее Минкультуры разработало программу по обеспечению сохранности музейного фонда России и развитию музеев на 2012 - 2020 гг., в которую были включены вопросы строительства фондохранилищ, реставрации зданий и создания реставрационных центров. На эти цели планируется потратить 169,5 млрд руб. бюджетных и частных средств.
Так, 60 московских музеев к 2016 г. должны приобрести единое фондохранилище. Масштабная реконструкция ждет Музей изобразительных искусств им. Пушкина, а на грядущее празднование 250-летия "Эрмитажа" в 2014 г. планируется потратить порядка 13 млрд рублей.
Мединскому также предстоит наладить контакты с Фондом кино, который распределяет деньги на кинематограф и, фактически, соперничает с Минкультуры в сфере проката картин зарубежом. Кроме того, нужно новому министру разобраться и с тем, почему кинотеатры не перешли на введенную еще в 2008 г. систему единой электронной отчетности за проданные билеты, и решить судьбу стоящего на грани банкротства "Ленфильма".
На плечи Мединского также ляжет строительство второй сцены Мариинского театра, вокруг которого не утихают скандалы из-за нецелевого расходования средств. А на повестке дня еще и реконструкция Александринского театра, ремонт в Михайловском театре, запланированный на 2014 год.
Кроме того, Мединскому предстоит реализовать принятые концепции развития циркового искусства России, согласно которой цирки должны перейти на самоокупаемость, а также концепции развития театрального дела, и стратегического развития музейного дела, которые должны быть приняты в ближайшее время.