ФОТО: AP |
По расчетам аналитиков агентства, к 2035 г. в целом мировое потребление природного газа может вырасти с нынешних 2,7 млрд т нефтяного эквивалента до более чем 4,2 млрд тонн. В результате его доля среди потребляемых энергоносителей увеличится с нынешних 21% до 25%. Газ вытеснит уголь на третье по значению место, оставив впереди только нефть. Но и ее доля в общем объеме потребляемых энергоносителей к тому времени составит лишь 27% против нынешних 32%.
Сливки с этого пирога, в первую очередь, снимут США. Согласно прогнозу МЭА, в России в 2035 г. будет добыто 784 млрд кубометров газа, а в Америке – 821 млрд кубометров. Доли России и стран Ближнего Востока в мировой газовой торговле снизятся с 45% в 2010 г. до 35% в 2035 году. Крупными экспортерами сжиженного газа, помимо США, станет Канада. Китай увеличит добычу голубого топлива в ближайшую четверть века почти впятеро. В шесть раз – с 20 млрд кубометров в 2010 г. до 120 млрд кубометров в 2035 г. – нарастит объемы газового экспорта Австралия. Резко увеличат поставки газа страны Африки, а также Индия и Индонезия.
В Европе уровень добычи газа снизится, тогда как потребность в нем будет расти, составив к 2035 г. почти 700 млрд кубометров в год. Но это не помешает ей добиться снижения цен, полагают специалисты МЭА. "Европа выиграет, в основном, от снижения цен на импортный газ, что окажет давление на контракты на поставку традиционного газа с привязкой цены к цене нефти", – отмечает главный экономист агентства Фатих Бирол. Средняя цена российского газа в Европе по долгосрочным контрактам составляет $450 за 1 тыс. кубов, в то время как на спотовом рынке он торгуется по $320 – $350.
Но многие европейские потребители уже сейчас эффективно используют "сланцевый бум", успешно продавливая "Газпром" на снижение цены. Так, недавно на 11% была снижена цена для Польши, которая сама является обладателем запасов сланцевого газа. (Правда, в середине марта польское правительство опубликовало доклад, в котором их объемы оцениваются в 560 млрд кубометров, что в десять раз меньше прежних прогнозов.) Аналогичного снижения цен на те же 11%, возможно, в ближайшее время удастся добиться Болгарии. В добрососедских отношениях с нею Россия очень заинтересована, поскольку по болгарской территории должен пройти "Южный поток".
Впрочем, в докладе МЭА особо подчеркивается, что реализация описанного сценария возможна лишь в случае резкого увеличения добычи "нетрадиционного" газа – сланцевого, угольного и так далее. Именно на "нетрадиционных" месторождениях к 2035 г., по прогнозам МЭА, должно будет добываться около трети всего газа в мире. При этом в США доля "нетрадиционного" газа должна составить около 71%, тогда как в России – около 6%.
Однако прогнозы агентства могут оказаться излишне оптимистичными. Даже в США, которые благодаря сланцевому газу смогли полностью отказаться от газового импорта, ситуация далеко не так однозначна. В начале года американское Управление по энергетической информации снизило свою оценку извлекаемых объемов сланцевого газа в стране на 40%, так что перспективы экспансии американского газа на европейский рынок могут оказаться весьма туманными. Кроме того, по мере освоения новых месторождений в более заселенных районах все острее встает вопрос экологии. Добыча сланцевого газа наносит окружающей среде куда более сокрушительный и непоправимый вред, чем разработка месторождений природного газа. И, кстати, та же Болгария, а также Франция запретили использование технологии гидроразрыва. А других эффективных технологий добычи сланцевого газа на сегодняшний день не придумали.