Стальные динозавры из прошлого оказались живыми

Читать в полной версии →
Ветераны английского, американского, немецкого и советского автопрома зажгли на подмосковной гоночной трассе – в России впервые прошли ралли старинных автомобилей по самым жестким правилам


ФОТО Ольги Соколовой
ВСЕ ФОТО



Так уж получилось, что при упоминании слова "ретроавтомобиль" (или олдтаймер) первая ассоциация, возникающая у большинства соотечественников, связана с некой дорогой (во всех смыслах) реликвией, не способной вызывать какие-то эмоции, кроме дежурного восхищения и уважения к почтенному возрасту.

Похоже, именно с таким настроением в минувшее воскресенье на подмосковный автодром "Лидер" прибыли те, кто не поленился преодолеть 40 км, чтобы посмотреть на ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik. Дело в том, что до последнего времени ралли олдтаймеров в России проходили в штурманском формате, популярном, в основном, среди немногочисленных знатоков старинных автомобилей. Но в этот раз зрителей ждало кое-что новое - и совершенно неожиданное.

Bosch Moskau Klassik – российская версия знаменитого Bosch Boxberg Klassik, которое ежегодно уже не одно десятилетие проходит в Германии. Основная часть заездов проходит на специальном скоростном полигоне в Боксберге, известном как Boxbergring. Именно там проводятся испытания новейших моделей Porsche и BMW, а раз в год по овалам скоростных трасс гоняется автомобильная классика всех времен и народов.

В России до минувшего воскресенья ретроавтомобили принимали участие лишь в так называемом штурманских ралли. Экипаж участвующей в гонке машины состоит из водителя и штурмана. Цель – пройти маршрут в строгом соответствии с заранее установленным графиком, при этом он становится известен гонщикам только за полчаса до старта. Штурман получает специальную дорожную книгу с описанием маршрута. Легенда представляет собой стенографическое описание трассы с указанием пунктов контроля времени. Штурману необходимо уметь читать легенду и точно определять ориентиры на местности. Участники обязаны строго соблюдать скоростной режим, установленный на том или ином участке дороги, и не нарушать ПДД. Все нарушения фиксируются судьями, с последующей их конвертацией в штрафные баллы для участников пробега.

В Bosch Moskau Klassik приняли участие 30 экипажей. Штурманская часть (а как же без нее) представляла собой пробег со стартом в музее-заповеднике "Царицыно" и финишем на гоночном треке автодрома "Лидер" в Подольске. Добираться до финиша участникам ралли пришлось по довольно сложному маршруту, предложенному организаторами. Лучше всех с задачей справились Евгений Ярославский и Сергей Ушанов, выступавшие на автомобиле Studebaker 1957 года. Второе место занял экипаж Михаил Оппенгейм / Кирилл Естафьев (Mini Cooper, 1969), третье – Александр и Кирилл Кирилловы (Москвич 2140SL Rallye, 1982).

Но это было только начало грандиозных состязаний. После небольшого перерыва началось собственно то, что в понимании наших соотечественников и ассоциируется с понятием ралли. И, как вскоре выяснилось, стальные динозавры из прошлого оказались очень даже живыми и легкими на подъем.

В Подольске участников гонок ждала кольцевая трасса длиной около 1,2 км с 17-ю профилированными поворотами различной конфигурации и крутизны, ставшая серьезным испытанием и для гонщиков, и для техники. Скоростная "змейка с флагом", точный "биавтон", "тест динамики" с Ле-Мановским стартом, заезды "на регулярность" – все это требовало от экипажей не только ловкости, расчетливости и аккуратности, но прежде всего – хладнокровия и сыгранности.

Главное отличие Bosch Moskau Klassik от всех проводящихся в России гонок олдтаймеров состоит в том, что на этот раз участникам пришлось соревноваться друг с другом, прежде всего, в водительском мастерстве. Неторопливость и размеренность штурманского заезда сменилась ревом двигателей и визгом шин.

Несмотря на почтенный возраст авто, участники заездов жгли по полной, заражая азартом сидящих на трибунах. Острота ситуации усиливалась пониманием того, что гонщики мчатся на трассе без использования ABS, ESP, EBD и прочих современных электронных ангелов-хранителей.

Соревнования проводились в трех классах: "Ветеран", "Спорт" и "Престиж". В самом почтенном классе "Ветеран", где выступали только пять машин, выпущенных до 31.12.1959 г., первое место завоевал экипаж Б. Шашлов/О. Шеянов, "ГАЗ 21В" (1959). Второе место осталось за Е. Ярославским/С. Ушановым на Studebaker (1957), третье – за экипажем А. Торохов/В. Шутак, EMW 340-2 (1954). В классе "Престиж" (14 автомобилей 1960 – 1982 гг. выпуска) места распределились следующим образом: 1-е место - С. Симонов/И. Сергеева, Mercedes-Benz 200W123 (1982), 2-е место – М. Вагин/Д. Вагин, Mercedes-Benz 190SL (1962), 3-е место – Е. Магаков/М. Шкуратов, Москвич 426Э (1971).

В классе "Спорт", где в бескомпромиссной борьбе сошлись 11 самых отчаянных команд, победитель, согласно регламенту, определялся в очных "дуэльных" гонках среди четырех экипажей, показавших лучшие результаты в предварительных заездах. Первый полуфинал свел Datsun 280Z и Chevrolet Corvette, во втором сошлись Jaguar E-type и Mini Cooper. Пилотам выпал шанс продемонстрировать свое мастерство, полагаясь исключительно на собственный опыт и навыки вождения. Отсутствие в олдтаймерах современной электроники позволило и участникам, и зрителям окунуться в давно ушедшую эпоху классического автоспорта. Совокупность прямых участков, быстрых и медленных виражей делало трассу очень техничной. Чтобы выиграть, нужно было не только быстро ехать, но и продемонстрировать исключительную технику пилотирования. Экипажи, проигравшие полуфинальные заезды, сошлись в поединке за третье место, который с преимуществом менее чем в корпус выиграл 12-цилиндровый Jaguar E-type S3 (1974), ведомый Владимиром Квашой.

Предвкушая финальный заезд, зрители и участники еще не могли знать, что главную драму дня гонка приберегла напоследок – незначительно отставший на первой половине круга Вячеслав Душкин, выступавший на Datsun 280Z (1977), решил идти ва-банк и на запредельной скорости в одном из последних виражей вылетел с трассы. От удара о сетку автомобиль спас резиновый настил, мгновенно погасивший скорость, и мастерство водителя, сумевшего в экстремальной ситуации не потерять контроль над мощной машиной. В результате чудом оставшийся невредимым Datsun финишировал вторым, а триумфатором дня стал Михаил Оппенгейм, безукоризненно прошедший трассу на Mini Cooper (1969).

В "неспортивных" номинациях призы получили:
"Леди Очарование" – женский экипаж Ирина Двойникова / Юлия Колганова (Dodge Dart, 1969),
"Жемчужина ралли" – автомобиль Chevrolet Corvette С2, 1966 (Ольга и Павел Паньковские),
"Самый почтенный участник" – автомобиль "Победа" ("ГАЗ 20"), 1950 (Виктор Шмаков, Артем Курим),
"Самый юный участник" – штурман Максим Волчек 1995 г.р., выступавший с отцом на Chevrolet Corvette (1969),
"Дружный семейный экипаж" – супруги Елена и Александр Кареевы (Mercedes-Benz 190SL, 1961),
"Приз последней надежды" – экипаж петербуржцев Зинаиды и Алексея Жуковых (Ford Taunus, 1973),
"За волю к победе" – Евгений Горчаков, установивший в этот день рекорд кольца на своем легендарном Mercedes-Benz 300SEL 6.8 AMG по прозвищу "Красная Пила".

#0-7 Олдтаймер ралли Bosch Moskau Klassik
ФОТО: Ольга Соколова © #8 Марк Подольский и Андрей Леонтьев
ФОТО: Ольга Соколова © #9-33 Олдтаймер ралли Bosch Moskau Klassik
ФОТО: Ольга Соколова ©

Максим НЕСТЕРОВ |
Выбор читателей