|
"Это не принудиловка", – подчеркивает Титов. Каждый субъект федерации волен сам для себя решить – нужен ему собственный уполномоченный по правам предпринимателей или нет. В случае положительного ответа разрабатывается соответствующий региональный закон. Затем формируется список кандидатов, которых выдвигают объединения предпринимателей. Допускается также самовыдвижение. Омбудсмен консультируется с руководством субъекта федерации и предлагает кандидатуру. Если глава региона с предложением соглашается, он своим указом назначает выбранного кандидата на должность, и тот начинает действовать в соответствии с региональным законом.
В систему защиты прав предпринимателей будет также вписана комиссия по этике, которая уже существует при РСПП, и третейский арбитраж, который только предстоит создать. Возможно, в этой сфере будет использован опыт третейского суда ТПП.
Основным же стержнем будущей системы станет Ситуационный центр, созданный на базе Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции". В Ситуационный центр предприниматели смогут обращаться с любой проблемой, в ЦОП – в том случае, когда уже ведется уголовное преследование или имеются конфликты с правоохранительными и иными государственными органами.
Ситуационный центр, в свою очередь, будет включать несколько офисов по разным направлениями работы: таможня, налоги, лицензирование и технические регламенты, разрешения на строительство, работа с иностранными инвесторами, защита интересов российских инвесторов за рубежом, защита интересов потребителей финансовых услуг. У каждого направления будет свой общественный институт, который на общественных началах будет возглавлять общественный омбудсмен.
Среди первоочередных задач Титов отметил создание совместной рабочей группы с прокуратурой и МВД. По его словам, уже состоялись первые встречи с представителями силовых ведомств, "идет нормальный конструктивный диалог", однако конкретных договоренностей пока не достигнуто. На сегодняшний день в российском законодательстве есть определенные дыры, позволяющие в какой-то степени нарушать права предпринимателей, посетовал омбудсмен. В частности, имеются претензии к закону об оперативно-розыскных действиях: он наделяет очень большими полномочиями всех руководителей правоохранительных органов, включая среднее и нижнее звено. Фактически такие действия можно начать с разрешения начальника подразделения. Эту систему следует менять, считает Титов.
Признавая право органов внутренних дел "на нормальное выполнение своих обязанностей", уполномоченный по правам предпринимателей предлагает информировать его о проведении обысков и иных оперативно-розыскных действий в отношении бизнесменов и дать возможность присутствовать на них "не в начале, но по результатам или в ходе этих мероприятий".
Еще одна прореха в законодательстве – право силовиков изымать у подозреваемых оригиналы документов, что фактически парализует бизнес. По мнению Титова, необходимо выработать такой вариант закона, который позволит обеспечить работу оперативных органов, не причинив вреда предпринимателям. Например, разрешить забирать только копии документов и запретить изымать компьютеры.