ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Задача расширить базу протеста за счет других социальных групп была озвучена в начале лета, но при всем недовольстве людей многими действиями власти заметных подвижек в этом направлении не видно. Просто потому, что значительная часть населения считает, что "эти еще хуже". Но, как пелось в известной песне, "кто ищет, тот всегда найдет".
Пока либеральная часть оппозиции готовится к очередному раунду говорильни на "Белом форуме", который должен пройти 17 – 19 августа под Санкт-Петербургом, и рассуждает о необходимости "искать хорошие лица во всех слоях общества", лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов решительно взял быка за рога.
В конце прошлой недели он посетил Казань, где на удивление легко нашел общий язык с представителями радикального ислама и националистами из Союза татарской молодежи "Азатлык". Выступая на несанкционированном митинге в центре Казани, Удальцов призвал "татарскую оппозицию" принять участие в сентябрьском "Марше миллионов", а лидер "Азатлыка" Наиль Набуиллин предложил "белоленточной оппозиции" поддержать протестные выступления в Татарстане.
На том и поладили, после чего Набиуллин заявил, что "белоленточное движение" действует "на благо татарского народа". Когда на пресс-конференции в гостинице "Арт" Удальцова спросили: "Как же так? Вы левый, а они призывают к созданию исламского халифата?", он ответил, что "необходимо консолидировать все оппозиционные силы, которые способствуют ослаблению правящего режима". И добавил, что на этот счет у него "нет никаких предубеждений".
Что тут возразишь? Враг моего врага – мой друг и союзник, а в организационном плане татарские "Азатлык" и "Хизб-ут-Тахрир" могут оказаться весьма полезными. "Азатлык" известен организацией тысячной демонстрацией в защиту имама соборной мечети "Кул Шариф" Рамиля Юнусова. Он уже налаживает связи с аналогичными организациями в других мусульманских республиках и вместе с башкирским движением "Күк бүре" осудил "геноцид Москвы в отношении мусульманских народов России". А "Хизб-ут-Тахрир" располагает сетью ячеек по всему постсоветскому пространству.
Но где Москва и где Казань и Уфа? И как мобилизация радикальных исламистов может повлиять на осеннее наступление в столице? Они что, все приедут в Москву? Вряд ли, да и численность радикальной исламской оппозиции невелика. Она не пользуется популярностью ни в Татарстане, ни в Башкирии, потому что там живут нормальные люди, и при всех претензиях к российской власти они предпочитают сохранить статус-кво, а не оказаться в исламском халифате.
Но Удальцов сделал почин: продемонстрировал, что Болотная и радикальные мусульмане готовы вместе ударить по "путинскому государству", которое, как утверждают московские интеллектуалы, и так "висит на волоске". Сигнал, как говорится, послан, и теперь можно попробовать сделать то, о чем полгода назад говорили некоторые горячие головы: вывести на улицы столицы гастарбайтеров, численность которых в Москве и Московской области давно перевалила за три миллиона.
Сделать это будет не так уж сложно, потому что значительная часть людей, приезжающих в Россию на заработки, вливается в национальные диаспоры – там приютят на первое время, помогут найти работу – и тем самым оказывается под присмотром картелей, курирующих сети распространения наркотиков и другие виды нелегального бизнеса. В России, как и во всем мире, криминальные воротилы имеют нетривиальные связи в правоохранительных органах и в высших эшелонах власти, и за счет этого огромное влияние на верхушку национальных диаспор.
Национальная пестрота российских городов позволяет заезжим наркоторговцам легко смешиваться с толпой и получать стол и кров, а в случае необходимости и помощь. Внутри национальных диаспор в крупных городах несложно найти люди, которые не смогут отказать "старшим товарищам". Без лишних слов и за умеренную плату они берутся передержать или передать товар и выполнить иные другие поручения. Некоторые втягиваются в эти дела и становятся "профессионалами", вовлекая в них свою родню и знакомых.
Сообщества мигрантов, особенно нелегальных, давно превратились в питательную среду для наркосетей и другого криминала. Из этого не следует, что наркобароны как-то поощряют создание подобных диаспор, но исключить такую возможность тоже нельзя. В первой половине нулевых в Москве был зафиксирован скачкообразный рост узбекской диаспоры. А через некоторое время появились сообщения о диверсификации путей транспортировки наркотиков в пользу трафика через Узбекистан. Случайно ли это, так и осталось непонятным, но факты говорят сами за себя.
Время от времени при пересечении границы изымаются большие порции героина, но каналы, по которым он растворяется на территории России, так и остаются неизвестными. Происходит это потому, что в мелкооптовой и розничной торговле задействовано очень много людей. Точно так же "растворяются" и получают помощь в разбросанных по России ваххабитских общинах террористы. При этом даже самые мирные и трусливые люди не решаются отказать "своим". И не важно, помогают ли они им из солидарности или потому что боятся разозлить тех, на чьей стороне сила, а в руках – оружие.
Все это еще больше укрепляет круговую поруку национальных сообществ, и тем, кто ворочает большими делами, не составит труда мобилизовать финансовые и человеческие ресурсы для решения той или иной задачи. Именно так обстоят дела в Ираке, Афганистане, в некоторых странах Латинской Америки, где по одному щелчку на улице оказываются огромные толпы агрессивно настроенных людей.
В начале 90-х годов национальные диаспоры несколько раз демонстрировали свою мобилизационную способность в Москве: однажды всего через полчаса после эксцесса с участием милиции на рынке Садовое кольцо было перекрыто толпой молодых людей. Из того, что в течение многих лет ничего подобного не случалось, не следует, что это невозможно.
Достаточно договориться с главой одного криминального холдинга, он мигнет лидерам диаспор, а может быть еще и даст денег, и люди выйдут на улицу. Выйдут даже те, кто вообще не понимает, зачем все это нужно. Выйдут просто потому, что отказать "своим" совершено невозможно.
Именно так формировались революционные коалиции в начале "арабской весны": демократы и либералы задают тон на трибунах, "Братья-мусульмане" обеспечивают массовку. И взаимопонимание, наметившееся между лидером "Левого фронта" и радикальной исламской оппозицией Татарстана, – первый шаг к реализации такого сценария в России.