Владимир Поповкин. ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Говоря о будущем российской лунной программы, Поповкин заметил, что отправка человека Луну при нынешнем уровне развития технологий не имеет смысла. Гораздо проще и дешевле исследовать естественный спутник Земли посредством автоматических управляемых аппаратов.
О кризисе в российской космической отрасли в последнее время говорится много, причем на самом высоком уровне. Это, в первую очередь, обусловлено рядом неудач с космическими запусками. В августе нынешнего года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на переходную орбиту космические спутники связи "Экспресс-МД2" и Telkom-3. В декабре 2011 г. провалом закончился запуск спутника двойного назначения "Меридиан". В ноябре того же года свою миссию не смог выполнить самый дорогостоящий российский космический проект последних лет – межпланетная станция "Фобос-грунт".
О недовольстве положением дел в космической отрасли неоднократно говорил Дмитрий Медведев. Более того, глава правительства выступил с предложением ввести имущественную ответственность производителей за сдачу некачественной продукции космического назначения.
К реорганизации исследований околоземного пространства призвал и вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его мнению, предприятия космической отрасли не должны дублировать функции друг друга. Вице-премьер предложил поставить перед Роскосмосом несколько целей, сосредоточив все ресурсы на их выполнении. Самой амбициозной задачей, которая, по его мнению, потенциально по силам России, было названо создание базы на Луне.
Впрочем, судя по последним заявлениям главы Роскосмоса, до каких-то серьезных программ российской космической отрасли сегодня – как до той же Луны пешком. Вместо этого ей следует заняться собственной оптимизацией и реструктуризацией. Поповкин говорит о необходимости серьезного сокращения личного состава ведомственных предприятий и переводе части производственных цепочек на баланс частного бизнеса. "Нижние этажи", производственных цепочек в космической отрасли, связанные с производством комплектующих, глава Роскосмоса предлагает отдать частным структурам. "У нас сегодня, к сожалению, в отрасли нет такого понятия, как подрядчик. У нас есть исполнитель. Есть сырье, а дальше все сами делают. Но сегодня мы должны оптимизировать эту структуру. И мы этим сейчас будем заниматься. Сказать, да, что до какого-то третьего уровня оставить, а все остальное надо приватизировать и отдать частному бизнесу", – цитирует Поповкина РИА "Новости".
Предполагается, что частные фирмы должны на конкурсной основе получать заказы на производство элементов и узлов космического оборудования. "Сегодня получилось так, что Роскосмос на космодроме занимается всем. Это и питание, и транспортное обслуживание и аэродромы. Роскосмос должен заниматься двумя вещами – подготовкой космических аппаратов и запуском ракет-носителей. Все остальное должно быть на аутсорсинге, все должно быть у частного бизнеса, потому что более эффективно, чем частник, это никто не сделает", – заявил Поповкин. Сам же Роскосмос, как федеральный орган, по словам его руководителя, "будет уходить в секторе услуг от создания конечного продукта. Никому не нужен сегодня простой снимок, получаемый из космоса. Все хотят понять, что на этом снимке. Как это будет использоваться – это творчество для малого бизнеса. Государство будет заниматься одним – оно будет заниматься только поддержанием орбитальной группировки и управлением".
Глава Роскосмоса предлагает схему, успешно работающую практически во всех ведущих космических державах. В США космическими разработками занимаются частные компании, за государством остается лишь функция постановки целей и задач, а также эксплуатация космической группировки военного и исследовательского назначения.
Однако именно здесь благие намерения главного космического руководителя страны наталкиваются на чисто российские препятствия, преодолеть которые практически невозможно. "Космический" госзаказ станет лакомым куском для тысяч предприятий – потенциальных поставщиков комплектующих и необходимых услуг. Учитывая сложившуюся в России практику проведения конкурсов и отбора поставщиков, о том, что Роскосмос получит на выходе, остается только догадываться. Крайне велик риск повторения того, что происходит в авиационной отрасли, где в создании самолета принимает участие огромное количество больших и малых частных компаний, включая иностранные.
За последние десятилетия в российской промышленности произошло катастрофическое падение культуры производства. Утрата имевшихся технологий и отсутствие новых привело к образованию огромного разрыва между космическими комплексами России и развитых держав. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, как долго и тяжело шло создание российских модулей МКС.
И хотя Россия все еще остается в обойме ведущих космических держав, ее положение крайне непрочно. Мир вполне устраивает ее роль поставщика старых, недорогих и при этом весьма надежных "Союзов" для доставки экипажей на МКС. Однако с появлением у американцев или европейцев новых кораблей (что не за горами) интерес к российским "старичкам" резко пойдет на убыль, и позиции России резко ухудшатся в той области, где она еще сохраняет конкурентоспособность, – на рынке космических запусков. При этом догнать конкурентов в области космической техники она уже не в силах. А это значит, что через те самые три – четыре года, после появления кораблей нового поколения, статус России как космической державы окажется под вопросом.