ФОТО: РБК |
Соглашение о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе Россия, Казахстан и Белоруссия намерены подписать до декабря. При этом нынешний законопроект, разработанный Минкультуры РФ, из-за его переработки департаментом развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) "ущемляет законных прав и интересов российских правообладателей", говорится в письме Михалкова Шувалову. Кинорежиссер попросил первого вице-премьера поддержать первоначальную редакцию соглашения.
Обращение Михалкова прокомментировал замглавы РСП Андрей Кричевский. По его словам, если закон вступит в силу в текущем варианте, то вся российская система коллективного управления авторскими и смежными правами будет разрушена. В частности, из-за отмены госаккредитации организации правообладателей, в том числе РСП, больше не смогут получать авторские сборы, которые сейчас составляют около 3 млрд руб. в год.
Кроме того, с введением нового закона организация Никиты Михалкова и другие союзы правообладателей будут сильно ограничены в распределении собранных средств. В частности, на собственные нужды они смогут тратить только четверть сборов. Сейчас тот же РСП может направлять в свои фонды, преследующие "социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели", до 60% всех сборов, а на собственные нужды - 15%.
Предложенная норма, по мнению главы РСП, ограничивает деятельность авторских союзов. "Неприменимым на практике" он называет и возможность аудита распределения собранного вознаграждения, поскольку российское законодательство обязывает проверяющие органы изучать только достоверность только бухгалтерской отчетности.
Между тем разработчики закона стоят на его защите. По словам одного из них - общественного советника Федеральной антимонопольной службы Анатолия Семенова - изменить проект документа пришлось из-за обязательств России перед ВТО. По его словам, переводя большую часть выручки в свои фонды, РСП фактически наживается на сборах. Более того, в настоящее время рынок сбора авторских вознаграждений монополизирован, а права самих авторов и исполнителей присвоены аккредитованными организациями, утверждает Семенов.