Строящийся вокзал в Адлере. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Усиленные меры безопасности давно стали специфическим олимпийским трендом. Британцы, например, к Олимпиаде готовились, как к войне: на охрану Игр летом 2012 г. заступили 16,5 тысячи солдат и офицеров. Лондон нашпиговали рекордным количеством видеокамер наблюдения, сканерами для проверки биометрических удостоверений личности, системами распознавания номерных знаков автомобилей и прочей техникой. Небо над городом закрыли истребители и ракеты "земля – воздух", а с моря олимпийцев прикрыл один из ведущих ударных кораблей британских ВМС вертолетоносец "Оушен". Общее количество задействованных в операции сотрудников полиции, спецслужб и сотрудников частных охранных компаний достигало 40 тысяч. На время Игр под запретом оказались митинги, забастовки и уличная торговля, но закрыть въезд в Лондон для иногороднего автотранспорта – такое даже не обсуждалось. И без того полиции пришлось вязать велосипедистов, которые пытались, вопреки введенным ограничениям, проследовать традиционным для местной велогонки марштутом.
До того, чтобы перекрыть въезд в город, не додумались даже в коммунистическом Китае, хотя в преддверии Олимпиады-2008 в Пекине вводились жесткие ограничения на движение автотранспорта (по четным дням в столицу пускали только машины с четными номерами, по нечетным, соответственно, с нечетными). Но заботились при этом, в основном, об экологии: спортсмены так боялись местного смога, что многие вообще отказывались туда ехать.
Понятно, что обеспечить безопасность участников Олимпиады в Сочи будет потруднее, чем закрыть Лондон от "Аль-Каэды". Город находится на границе, рядом – Грузия, Чечня, Дагестан, не дай бог, в самый ответственный момент случатся какие-нибудь боевики с рейдом... Но такие риски следовало оценивать на старте олимпийского проекта. Теперь же привычка решать потенциальные проблемы при помощи полицейских мер может сослужить Кремлю плохую службу. Уже сейчас, по данным "Левада-центра", все меньше россиян считают будущие Игры поводом для гордости и все больше оценивают олимпийскую стройку как пустую трату народных денег. Чем более ощутимыми будут последствия экономического спада, тем сильнее граждане будут укрепляться в этом убеждении. К тому же спортивный праздник пройдет мимо большинства из них: за Сочи давно закрепилась слава непомерно дорогого курорта, а в преддверии Олимпиады-2014 цены и вовсе безудержно пошли в рост. Средняя цена билета на одно олимпийское мероприятие – 6,4 тыс. руб., среднестатистическая зарплата россиянина составляла на конец 2012 года 26 тысяч рублей. А предпринятое параллельно с организацией "игр для богатых" наступление на гражданские права простых людей может усилить негативное отношение общества к происходящему.
Принято считать, что Олимпийские игры работают на международный престиж России, но и он оказывается под ударом: мероприятие уже начали использовать для политического шантажа. Бойкотировать сочинские Игры призывает то британский актер и писатель Стивен Фрай (из-за ущемления в России прав ЛГБТ-сообщества), то американский сенатор Линдси Грэм (ему не нравится, что Россия дала приют Сноудену). Нетрудно догадаться, что в такой ситуации любое столкновение гражданских активистов с властями в Сочи даст еще один повод говорить о притеснении оппозиции и отсутствии в России гражданских свобод.
Одним словом, Олимпийские игры в режиме контртеррористической операции – не совсем то, что сейчас требуется. Но, похоже, альтернативы не предвидится.