ФОТО: ИТАР-ТАСС |
По данным департамента, сегодня только на улицах Москвы живут около 10 - 12 тысяч бродяг, при этом две трети из них имеют прописку и жилье, но в других регионах. "Многие из них приехали в столицу на заработки, потом спились, деградировали и ничего не хотят менять в своей жизни, - сообщил заведующий сектором соцпомощи бездомным гражданам департамента соцзащиты Москвы Андрей Пентюхов "Известиям". - При этом они могут быть разносчиками заболеваний и нередко совершают противоправные действия, чтобы получить средства к существованию".
Разнообразить жизнь московских бездомных департамент планирует двумя способами. Столичные бродяги могут продолжать жить на улице законно: для этого им нужно будет получить специальные свидетельства о регистрации лиц, занимающихся бродяжничеством, доказать, что они не представляют угрозу для общества, и раз в полгода проходить медобследование. Если у бездомного обнаружат какое-либо инфекционное заболевание, он получит необходимое лечение, а после этого каждые полгода будет отмечаться в специальных органах: если за это время он придет в "антисанитарное состояние", лечение повторится.
В том случае, если бродяга регистрироваться не захочет, он понесет административную ответственность. Столичных бездомных планируют задерживать, направлять в приемники-распределители МВД и, по решению суда, содержать в закрытом спецучреждении. В первый раз бездомные могут рассчитывать на содержание в течение двух месяцев, во второй - в течение года. С бродягами будут работать наркологи и психологи, также планируется вести трудотерапию. Избавлять людей от тяги к бродяжничеству будут общественными работами, уборкой и озеленением города. Режим охраны обеспечат правоохранительные органы.
По предварительным расчетам, административная ответственность для бомжей обойдется государству в 2,5 млрд руб., заявил Пентюхов. Средства будут выделены из федерального бюджета, помочь финансово должны и регионы.
Эксперты обращают внимание на сложность трактовки некоторых пунктов проекта. Так, неясной остается формулировка "угроза окружающим". Угрозу представляют больные серьезными инфекционным заболеваниями, в таком случае принудительное лечение - единственный и самый гуманный выход, считает считает глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка.
Однако юристы утверждают, что и серьезные заболевания не всегда можно считать угрозой. "Если у него открытая форма туберкулеза и он живет на улице, это нельзя расценивать как угрозу окружающим, потому что он по сути никого не трогает, - сказал Константин Трапаидзе. - Это было бы нарушением Конституции и Европейской конвенции о правах человека".
Вызывают сомнения и иные критерии, по которым власти будут определять, кто именно относится к категории "бродяга". "Как отделять людей, которые просто не зарегистрировались, переехав в Москву, и тех, кто представляет угрозу обществу? Насколько неряшливо они должны выглядеть? Сложно представить, как прописать эти моменты", - сказал адвокат Игорь Симонов.