Светлое будущее откладывается на 20 лет

Читать в полной версии →
Пока власти спорят о том, спасут ли российскую экономику новые мегапроекты, их стоимость начинает расти, а сроки реализации - отодвигаться


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Стагнация хуже кризиса", - заявил на экономическом форуме в Сочи глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. "Кризис - это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация - это ситуация с трудно предсказуемыми последствиями", - пояснил он. Министр не считает, что российская экономика стоит на пороге рецессии, но замедление темпов экономического роста, безусловно, внушает опасения. Напомним, на минувшей неделе экс-министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин высказывал мнение, что нынешняя ситуация в экономике России грозит перерасти в кризис. По мнению Улюкаева, для выхода из сложившегося состояния экономики нужны специальные меры.

Такими мерами, как известно, власти считают реализацию ряда грандиозных инфраструктурных проектов. Так, до ноября должен быть разработан сетевой план-график мероприятий, необходимых для завершения строительства ЦКАД в Подмосковье в 2018 году. А уже 4 октября компания "Скоростные магистрали" ("дочка" РЖД, курирующая проекты ВСМ) планирует объявить конкурс на проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань. Итоги будут подведены в декабре, у победителя останется год на то, чтобы к январю 2015 г. предоставить готовый проект. Правда, закончить всю магистраль к 2018 г. (такие надежды высказывались еще полгода назад), очевидно, не удастся. Но есть шанс построить хотя бы часть - ветку до Нижнего Новгорода, считает министр финансов Антон Силуанов. Правда, с учетом того, что до волжской столицы уже сейчас ходит достаточно скоростной "Сапсан", экономический эффект вряд ли будет особо заметен.

Да и вообще, реальную отдачу все мегапроекты (помимо ЦКАД и ВСМ к ним относится реконструкция Транссиба и БАМа) начнут приносить, в лучшем случае, лет через 15 - 20, предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович. И хотя в целом их выбор был обоснован, пока они несут серьезный риск, вложенные в них немалые деньги могут не вернуться, особенно в бюджет и Фонд национального благосостояния, полагает он.

А сумма предполагаемых расходов между тем уже начала расти. На днях в СМИ прошло сообщение о том, что стоимость проекта ВСМ увеличилась на 140 млрд руб. (ранее она оценивалась в 928 миллиардов). Правда, представитель РЖД в пятницу заверил, что просить эти деньги из бюджета никто не будет: удорожание строительства не повлечет за собой увеличения государственного финансирования проекта. Пока предполагается, что из ФНБ на ВСМ будет выделено 150 млрд рублей.

"Надо страховать", - парировал позже слова Дворковича Улюкаев. "В проекте есть несколько составных частей, должно быть распределение рисков между ними, сформированы профили риска и доходности", - пояснил он. Та часть средств, которая идет из ФНБ, должна быть застрахована от этих рисков, считает министр. В свою очередь, он высказал мнение, что проект ЦКАД, например, хорошо просчитан и даст экономическую отдачу.

А глава Олимпийского комитета России Александр Жуков и вовсе считает, что при оценке мегапроектов нельзя учитывать лишь экономический эффект. Когда начиналось строительство Транссиба и БАМа, никто не предполагал, что спустя век по этим каналам будет ежегодно экспортироваться в Китай 15 млн т российской нефти. Транспортные проекты в России имеют не только экономический, но политический, и социальный характер, отметил он. В частности, подготовка Олимпиады в Сочи, по мнению Жукова, по сути, послужила поводом для строительства нового города, с абсолютно новой транспортной, коммунальной, социальной инфраструктурой. Затраты на саму Олимпиаду составляют примерно только пятую часть всех затрат и вложений в город, заявил он. Вот только сами жители города, уставшие от бесконечной многолетней стройки, улучшения качества своей жизни пока не ощущают.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей