ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин © |
До 2,655 трлн рублей вырос долг по облигациям федерального займа с постоянной доходностью (ОФЗ-ПД). По остальным государственным ценным бумагам увеличения долга, по данным Минфина, не наблюдается.
В частности, исходя из данных Министерства финансов, долг по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) остался на уровне чуть более 1 трлн рублей, по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) — 575,55 млрд, по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) и облигациям внутренних облигационных займов (ОВОЗ) — 132 млрд и 90 млрд рублей соответственно.
Следует сказать, что внутренний долг государственный — это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, столь резкое увеличение внутреннего долга не стоит рассматривать, как признак серьезных экономических неприятностей.
«Увеличение государственного долга нельзя оценивать однозначно, - считает консультант ГК «Нексиа Пачоли Консалтинг» Андрей Солодовников. Помимо негативной составляющей, рост госдолга может оказывать и положительное влияние на экономику. Например, если государственный долг вырос в результате реализации комплекса мер, направленных на стимулирование экономического роста. Вполне вероятно, что в данном случае рост государственного долга стал следствием, как объективных глобальных макроэкономических и политических процессов, так и следствием реализации правительством мер, направленных на предотвращение рецессии и обеспечение экономического роста.
Основное бремя госдолга состоит в необходимости его обслуживания в виде отчислений процентных платежей. При достижении определенного уровня таких платежей по отношению к ВВП утрачиваются возможности для экономического роста государства. По мнению многих экономистов, зоной риска считается превышение расходов на обслуживание внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг в 2 раза и более.
По состоянию на конец 2013 года внешний долг России в процентном соотношении к ВВП составил 34%. Для примера, аналогичный показатель в США составил 99%, в Германии – 159%, в КНР – 9%. Отношение объемов выплат по внешнему долгу, и даже всего объема внешнего долга России к ВВП ($714 млрд), к объему экспорта товаров и услуг ($593 млрд) в 2013 года также еще далеко от опасной зоны.
Таким образом, текущее увеличение внутреннего долга на 32 млрд рублей не несет какой либо значимой угрозы для российской экономики, если оно не превратится в устойчивый и долгосрочный тренд. В среднесрочной перспективе Россия сохраняет возможности для дальнейшего наращивания внешнего долга для целей стимулирования роста экономики. Вопрос лишь в том, насколько управляемо и эффективно этот инструмент будет использован».
Похоже, что именно от этой эффективности во многом и будет зависеть судьба не только государственного долга, но и всей экономики страны. Напомним, что правительство уже рассматривает вопрос увеличения дефицита госбюджета и госдолга в связи с необходимостью инвестиций в Крым.