ФОТО: globallookpress |
Начать эксперт предлагает с обновления состава правительства. По его словам, это задача номер один, без решения которой вообще нет смысла ожидать улучшения инвестиционного климата в стране. Многие экономисты отмечают, что инвесторов отпугивают не столько политические риски в России, сколько постоянные и непредсказуемые изменения условий игры.
"Сегодня я бы поставил на одно из первых мест вопрос – есть ли у правительства и президента экономическая политика? Мы сегодня понимаем, какой из ее вариантов или комбинаций будет реализовываться? Я вам честно скажу: после некоторых последних решений или дискуссий, которые вбрасываются по повышению налогов, по новым ограничениям, по роли госсектора – я не понимаю, какая будет экономическая политика", - отметил Кудрин.
Среди других недостатков существующей системы госуправления он назвал "усеченную" роль Госдумы в деле формирования бюджета и попытки ограничить независимость ЦБ. В частности, к такой попытке экс-министр относит договоренность о том, что регулятор будет обсуждать с правительством свою политику. Впрочем, пока такие совещания не меняют ситуацию. "ЦБ, насколько я знаю, собирается принимать решения после обсуждения на своем совете директоров независимо от этих обсуждений, но с учетом мнений", – пояснил Кудрин.
Вообще, у экономистов складывается ощущение, что ЦБ находится в осаде и пытается выстоять в части своей рациональной экономической политики, которая необходима, чтобы нормально существовала экономика, добавил он. "Очень много популистов, которые предлагают резко снизить процентную ставку, но процентная ставка не может быть меньше инфляции, это будет против экономического роста, но у многих этого понимания даже нет", - заметил эксперт.
Что же касается законодательной власти, он пояснил свое мнение так: "Это было как при мне, так и сейчас, особенно сейчас. Когда к президенту приходят, и он подписывает какие-то решения, а затем уже немного маневра для дальнейшей дискуссии остается".
Некачественная система управления приводит к ошибочным решениям. Наглядный пример – планирование бюджета. "У нас на следующий год доходы бюджета падают на 0,5% ВВП, а расходы – растут на 0,5% ВВП. Тем самым мы на 1,5% ВВП увеличиваем дисбаланс. То есть мы на следующие три года принимаем решения, ухудшающие условия для экономического роста", - резюмирует Кудрин.