Россия идет в Китай

Читать в полной версии →
В сложных современных условиях прилагаются нешуточные усилия, чтобы открыть для российского малого и среднего бизнеса практически безграничный рынок КНР

Восточный разворот России, о котором все активнее говорят в высших эшелонах власти, принимает все более реальные черты. Причем речь уже идет не только о крупных межгосударственных контрактах, но и о непосредственном и достаточно плотном взаимодействии российских малого и среднего бизнеса с китайскими предпринимателями и инвесторами. Отстраивание российско-китайского делового партнерства на этом уровне откроет пред отечественным бизнесом практически безграничный рынок КНР.

Именно этой теме был посвящен завершившийся на этой неделе в Пекине российско-китайский форум "Большие возможности малого и среднего бизнеса", организованный Министерством экономического развития Российской Федерации, Российско-китайским комитетом дружбы, мира и развития, и Российско-китайским деловым советом.

Не секрет, что степень заинтересованности Китая теми или иными вопросами во многом определяется уровнем представителей этой страны, участвующих в переговорах по данному вопросу. На этот раз уровень китайского представительства был крайне высок. КНР была представлена первым вице-премьером Госсовета Чжан Гаоли. Кроме этого, в форуме приняла участие дочь автора китайских реформ Дэн Сяопина Дэн Жун, являющаяся заместителем председателя Китайского-российского комитета дружбы, мира и развития. Российскую сторону на открытии форума представлял вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович.

Открывая форум, Чжан Гаоли открыто заговорил о стратегической заинтересованности Китая в сотрудничестве с Россией на уровне бизнеса. По его словам, это необходимо в условиях замедления экономик всех стран мира. Тут же китайский вице-премьер привел цифры, свидетельствующие о месте, занимаемом малым и средним бизнесом (МСБ) в экономике его страны. По словам Чжан Гаоли, малый бизнес в КНР создает до 60% ВВП страны, а 8% прироста рабочих мест в прошлом году было обеспечено предприятиями малого и среднего бизнеса.

Аркадий Дворкович также поделился цифрами по России, которые, впрочем, сильно отличались от китайских. По словам вице-премьера, в России МСБ формирует лишь 25% ВВП страны, обеспечивая работой порядка 18 миллионов человек.

По словам Дворковича, Китай является крупнейшим торговым партнером России с 2010 г., доля которой в его внешней торговле составляет порядка 11%. В ближайшие годы товарооборот между странами должен быть увеличен до $100 млрд, а к 2020 г. - до $200 миллиардов.

То, что российско-китайские отношения находятся сегодня на высоком уровне, заявила и Дэн Жун. Однако, по ее мнению, в нынешней ситуации этот уровень не является достаточным и перед сторонами стоит задача расширения сотрудничества.

В ходе форума были сделаны явные подвижки в сторону такого расширения. По окончании первого дня работы его основные участники предъявили прессе первые реальные результаты. Как заявил председатель российской части Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, "мы подписали соглашение о создании двух систем, которые помогали бы бизнесменам из двух стран находить потенциальных партнеров". По его словам, одна система будет действовать через китайскую ассоциацию поддержки китайских предприятий за рубежом, объединяющую инвесторов из этой страны. Она откроет в Москве свой офис.

"Если у вас есть хорошие проекты, туда можно обращаться, чтобы найти нужного китайского инвестора, - пояснил Титов. - С другой стороны, мы выиграли тендер на создание так называемой системы стыковки для малых компаний. Это международная сеть, которая уже существует в Европе. Теперь мы ее создаем для АТЭС и, в первую очередь, для России и Китая. В систему будет заведена информация об огромном количестве малых предприятий. В России будет 60 таких центров, а в Китае 100. И обращаясь туда, вы можете сразу найти то предприятие, с которым можно сотрудничать в той или иной области".

В ходе форума прозвучало большое количество выступлений и самих представителей бизнеса и чиновников, делившихся своим опытом развития партнерства российского МСБ с его китайскими коллегами. В этом контексте немало слов было сказано о таких способах сведения российских и китайских покупателей и продавцов товаров и услуг, как выставки. В итоге, именно эта идея кристаллизовалась в еще одно важное решение форума.

"Мы договорились, что будет создана специальная выставочная платформа для российских товаров в Китае, в городе Харбин, - заявил на закрытии форума Борис Титов. - Все российские производители товаров и услуг смогут представить их в специальном выставочном зале, и они будут продвигать их через специально созданную систему по маркетингу в КНР".

Максим НЕСТЕРОВ |
Выбор читателей