В подмосковном Жуковском завершил работу 12-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2015. На протяжении многих лет этот один из крупнейших мировых авиасалонов притягивает к себе внимание как специалистов в области космоса и авиации, так и сотни тысяч простых обывателей, стремящихся посмотреть на стоящие на земле и летающие в небе самолеты и вертолеты.
На фото: советский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144. Ольга Соколова/globallookpress
Нынешний МАКС заметно отличался от предыдущих выставок по целому ряду показателей. Прежде всего, это было заметно по национальной принадлежности представленной техники. Если не считать уже вышедшего в тираж "Аэробуса А-350", китайского многоцелевого, двухмоторного турбовинтового самолета Y12F и пилотажной группы из Прибалтики, то какого-то другого более или менее заметного иностранного представительства на авиасалоне не было.
Отсутствие иностранцев сказалось и на летной программе, которой без американских F-15, легендарного французского "Рафаля" и китайских истребителей явно не хватало зрелищности и интриги. Отдуваться за отсутствующих пришлось российским МиГам и Су, знаменитым "Русским витязям", ну и, конечно же, вертолетчикам. Как это всегда и бывает, летали российские пилоты бесподобно.
На фото: "Русские витязи". Ольга Соколова/globallookpress
В силу известных политических реалий, градус патриотической патетики в дикторских комментариях к полетам явно зашкаливал, что, впрочем, не портило общего впечатления от воздушного шоу.
Что же касается непосредственно экспозиции, то как и предполагали эксперты, чего-то по-настоящему нового на МАКСе-2015 представлено не было. В этом нет ничего удивительного, потому как, крупные международные авиасалоны практически никогда не являются местом, где демонстрируется что-то принципиально новое. Подавляющее большинство участников таких выставок стремится представлять на них уже готовые образцы, привлекательные в коммерческом плане. Нынешний МАКС не стал исключением.
На фото: Самолеты пилотажной группы "Балтийские пчелы". Ольга Соколова/Global Look Press
Так, едва ли не центральным местом прошедшего салона стали договоренности о поставках многострадального Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в Мексику, Иран, Казахстан и российским авиакомпаниям. Предварительный портфель заказов - около 60 машин на общую сумму порядка $2 млрд. В случае реализации этих намерений, заводу в Комсомольске-на-Амуре, производящему SSJ100, будет обеспечена полная загрузка, как в советские времена.
На фото: Sukhoi Superjet 100. Ольга Соколова/globallookpress
Накануне МАКСа-2015 вспомнили и о другой "перспективной" отечественной разработке - МС-21 "Магистральном самолете XXI века". Предполагалось, что на выставке будет представлен готовый фюзеляж этого самолета. Однако, к сожалению, на этот раз посетителям пришлось довольствоваться лишь его моделями на стенде корпорации "Иркут". По утверждениям разработчиков, самолет должен войти в строй уже в 2017 году.
МС-21 будет выпускаться в трех версиях: на 150, 180 и 212 мест. По мнению разработчиков, этот самолет составит конкуренцию машинам типа "Боинг 737" и "Аэробус А-320".
От российского регионального Sukhoi SuperJet-100, максимальная дальность полета которого составляет 4,5 тыс.км, МС-21 отличается повышенной дальностью полета в 6 тыс.км. Касательно "Боинга 737" и "Аэробуса А-320", МС-21 имеет схожие характеристики по скорости 800 - 850 км/ч и дальности полета - около 6 тыс. км (для самых последних версий западных самолетов). Новый двигатель отечественного производства для этих самолетов-– пермский ПД-14 так же стал одним из центральных экспонатов МАКС-2015.
На фото: МиГ-29. Ольга Соколова/globallookpress
В отличие от российских средне и ближнемагистральных самолетов, европейский "Аэробус" представил на выставке новейший дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер от "Аэробус А-350 XWB" ( Extra Wide Body - сверхширокий фюзеляж). Это огромная машина, на 250 - 450 пассажиров, призванная заменить ныне эксплуатируемые А-330 и А-340. На сегодняшний день он является самым "тихим" из всех пассажирских самолетов своего класса. Свой первый полет прототип A-350 совершил 14 июня 2013 г. в Тулуз-Бланьяке, Франция. Длина самолета в зависимости от модели колеблется в диапазоне от 60 до 74 м, вес от 250 до 300 т, крейсерская скорость 900 км/ч, а дальность полета 15 - 16 тыс. километров.
На фото: А-350. Ольга Соколова/globallookpress
В том, что А-350 действительно один из самых тихих, посетителям МАКСа удалось убедиться в первые дни выставки, когда огромный лайнер совершал демонстрационные полеты на сравнительно небольшой высоте.
Возвращаясь к российской технике, можно сказать, что весьма интересным показался беспилотный летательный аппарат на воздушной подушке "Чирок". Наличие воздушной подушки дает возможность ему взлетать и садиться практически на любую поверхность, будь то неровная или болотистая местность. Макет "Чирка" уже выставлялся на МАКСе в 2013 г., однако настоящий действующий образец был представлен публике только сейчас.
На фото: беспилотник "Чирок". Ольга Соколова/globallookpress
"Чирок" способен подниматься на высоту до 6 тыс. м, тогда как дальность его полета достигает 2,5 тыс. километров. Максимальная взлетная масса аппарата - 700 кг, а предельный вес полезной нагрузки - до 300 кг, что соответствует параметрам небольшого самолета. Примечательно, что этот аппарат может использоваться как в беспилотном, так и пилотируемом режиме, например, для перевозки людей и грузов в труднодоступные районы.
Настоящей изюминкой для специалистов на МАКСе-2015 стал впервые продемонстрированный широкого публике самолет "проекта 1.44". По сути, это проект истребителя пятого поколения, разработанный в 1990-е гг. специалистами ОКБ Микояна (МиГ), так и не получивший дальнейшего развития. 1.44 от МиГа уступил в конкурентной борьбе проекту КБ Сухого, ныне известному как ПАК ФА (Т-50).
На фото: Проект 1.44. Ольга Соколова/globallookpress
На истребителе пятого поколения от МиГ предполагалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф. Фюзеляж самолета выполнен с применением технологий "стелс", то есть покрыт специальным радиопоглощающим слоем, а его кили спроектированы так, чтобы машина оставалась незаметной для радаров. Благодаря нижнему расположению воздухозаборников все вооружение боевой машины предполагалось размещать во внутренних отсеках.
На фото: МАКС-2015. Ольга Соколова/globallookpress
Уже не первый раз на МАКСе демонстрировался первый советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 и один из самых больших и необычных самолетов за всю историю мировой авиации - "Атлант", предназначавшийся для транспортировки космического челнока "Буран".
На фото: Атлант ВМ-Т. Ольга Соколова/globallookpress
На этот раз к линейке "легенд" из советского прошлого были добавлены самолет-лаборатория Ту-155, целый ряд МиГовских истребителей, а также учебно-боевой самолет Су-15УМ, созданный на базе знаменитого перехватчика Су-15.
На фото: МАКС-2015. Ольга Соколова/globallookpress
Надо признать, что легендарные советские воздушные машины были представлены на МАКС-2015 не напрасно. Их непередаваемая сила и мощь с годами практически не растерялась, что не могло не произвести впечатление на тысячи посетителей, пришедших на МАКС именно за этим.
На фото: "Русские витязи" Су-27. Ольга Соколова/globallookpress
На фото: МиГ-35. Ольга Соколова/globallookpress
На фото: "Русские витязи". Ольга Соколова/globallookpress
На фото: Ан-72. Ольга Соколова/globallookpress