Россия и Китай лишат США мирового господства

Читать в полной версии →
По мнению американского политолога, намечающийся стратегический альянс Москвы и Пекина может положить конец всей нынешней внешней политике Вашингтона

Попытки России выстроить полноценные политико-экономические отношения с Китаем побуждают экспертов к далеко идущим выводам. Так, по мнению американского политолога Крейга Робертса, намечающийся стратегический альянс России и Китая может положить конец всей нынешней внешней политике Вашингтона. Как полагает эксперт, США объединение сможет стать мощной альтернативой США будет способен справиться с ростом их влияния. поскольку и внешняя политика, и экономика Соединенных Штатов находятся далеко не в лучшем состоянии.

Фото: Olga Sokolova/ Russian Look

По мнению Робертса, намечающийся стратегический альянс России и Китая станет "слишком сильным" для США. Эксперт напоминает о том, что с его точки зрения, под видом борьбы с терроризмом  США уже разрушили Афганистан, Ирак, Сомали и Ливию, а также могли бы разрушить Иран и Сирию, если бы этого не предотвратил российский президент.

"Россия и Китай предотвратят дальнейшие посягательства Вашингтона на их безопасность и национальные интересы. Страны, важные для России и Китая, будут защищены этим альянсом. В будущем все больше стран будут искать защиты со стороны России и Китая", - пишет Робертс.

В то же время, нельзя исключать, что американский эксперт несколько переоценивает влияние в мире "российско-китайского альянса". Прежде всего, потому, что самого альянса как такового на сегодняшний день не существует.

Главное объяснение этому заключается в том, что вхождение в какие-либо альянсы и соглашения несвойственно внешней политике Пекина. Провозглашаемая китайским руководством доктрина состоит в том, что все действия страны должны быть подчинены исключительно ее интересам и интересам китайского народа. И эти интересы всегда и везде имеют бесспорный приоритет. Подобный подход крайне затрудняет вхождение в любые альянсы и объединения.

Китай всячески демонстрирует миру собственную самодостаточность, при том что любые отношения с внешними партнерами являются при этом лишь инструментом ее (самодостаточности) обеспечения. Это относится не только и не столько к России, а в большей степени к все тем же США, политическая и экономическая значимость которых для Пекина несоизмеримо выше.

Можно ли считать основой российско-китайского альянса экономические взаимоотношения? Вряд ли. Объем внешней торговли между Россией и Китаем в последнее время снижается. Совместный газовый проект пробуксовывает на фоне снижения экономической активности в Китае  и довольно жестких условий, выставленных им в отношении России.

Более того, суда по последним признакам, экономика КНР активными темпами движется к спаду. Пока речь идет лишь о снижении темпов роста экономики страны, но уже только это приводит к серьезным потрясениям на финансовых и сырьевых рынках всего мира.

Несмотря на бурную индустриализацию последних десятилетий, Китай так и не смог достичь главного - построить экономику, в которой основная добавленная стоимость создается на продаже не самих товаров, а технологий их производства, а также прочей интеллектуальной продукции.

Все это свидетельствует о том, что сегодня КНР находится только в начале больших трудностей, способных серьезно изменить страну. Продолжающиеся обвалы фондового рынка Китая прекрасное тому подтверждение.

Все вместе это означает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе Поднебесной будет не до альянсов с кем-либо, направленных на перехватывание мирового господства у США.

Множество вопросов вызывает и другое высказывание Робертса, касающееся того, что США испытывают серьезные проблемы во внутренней политике, а сама "Америка провалилась на экономическом фронте". По его мнению, Федеральной резервной системе, удалось создать видимость экономического возрождения после кризиса 2009 г. при помощи печатания триллионов долларов, влитых в рынок не через экономику, а через финансовые активы.

Очевидно, что в своем пассаже эксперт имеет в виду программу количественного смягчения QE, реализованную ФРС США и действительно построенную на эмиссии доллара.

Крейг Робертс прав в том, что эти деньги действительно вливались не через производственную сферу, а через долговые бумаги на финансовом рынке. Однако в данном случае это не так уж и важно. Не стоит забывать, что США - страна, одной из первых, шагнувшая в постиндустриальную эпоху, и подходить к ней с мерками эпохи индустриальной бессмысленно. Помимо разработок и технологий Соединенные Штаты производят товар, пользующийся неизменным спросом во всем мире, - деньги.

Именно такую роль мировых денег выполняет сегодня американский доллар. Его обеспечением являются не золотые слитки и купюры в хранилищах, а миллионы патентов и разработок, ведущие мировые бренды, авианосцы, баллистические ракеты и огромный политический авторитет.

Все это означает, что глобальные позиции США по-прежнему достаточно прочны и сдвинуть их не способен ни Китай, ни кто-либо еще. Самое же главное заключается в том, что тот же Китай вовсе не стремится этого делать. Экономически и политически Пекин прочно завязан на США и, чем здоровее будет экономика этой страны, тем гарантированнее будет спрос на производимые в Поднебесной товары.

Сергей СЕРЕБРОВ |
Выбор читателей