"Украина в 2015 году фактически отказалась от закупок российского газа в третьем квартале, таким образом, никаких договоренностей о неприменении правила "бери-или-плати" в этом периоде не было", - цитирует "Газпром" председателя правления компании Алексея Миллера в официальном сообщении.
У здания НАК "Нафтогаз Украины" в Киеве. Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС
Российский газовый гигант оценил стоимость почти 10,5 млрд куб топлива, не выбранных НАК "Нафтогаз Украины" в 3 кв. 2015 года, в $2,549 млрд и выставил соответствующий счет. При этом "Газпром" пояснил, что в соответствии с контрактом, (действие которого закончится только в 2019-м – прим. ред.) покупатель принял на себя обязательство ежегодно оплачивать минимальное годовое количество газа – именно этот объем и требует сейчас оплатить российский концерн. Поступления средств он ждет в 10-дневный срок.
Комментариев от "Нафтогаза" пока не последовало.
В I, II и IV квартале года правило "бери-или-плати" в отношении Незалежной не действовало: во II квартале "Газпром" согласился списать все штрафы за невыбранный Украиной газ, а в IV квартале действие правила было приостановлено российской стороной после международных переговоров с участием РФ, Украины и Европейской комиссии.
У российского концерна накопилось много претензий к "Нафтогазу" по оплате топлива. "Газпромом" через Стокгольмский арбитражный суд требует оплаты $29,2 млрд долга за 2012–2014 годы. Эта сумма, помимо непосредственно стоимости топлива и пени включает в себя и штрафы за нарушение условия "бери-или-плати" и исключает задолженность Донбасса.
Но в Стокгольмском арбитраже рассматривается и иск "Нафтогаза", который требует изменения цены на газ задним числом, возмещения в пользу истца всех переплат, начиная с 20 мая 2011 года (около $6 млрд), и отмены запрета реэкспорта.
Впрочем, нынешние столь решительные действия "Газпрома" скорее можно рассматривать не столько как борьбу за возврат долгов, сколько как ответ на изменение условий транзита, о которых заявил накануне "Нафтогаз", и которые предусматривают введение принципа "транспортируй или плати" для российского топлива. Это для нас означает одно – рост издержек. Ранее сообщалось, что НАК в конце декабря 2015 года предложил госконцерну РФ провести переговоры в связи с принятием национальным регулятором (НКРЭКУ) новых правил ценообразования на услуги по транспортировке газа - прежде стоимость услуг транзита голубого топлива по территории Украины государством не регулировалась и определялась лишь двусторонним контрактом. Теперь же тарифы определяются НКРЭКУ, который для всех точек "входа" в газотранспортную систему установил тариф на уровне $12,47 тыс. куб. м, для точек "выхода" - от $16,74 до $32,16 тыс. куб. м. Это значит, что "Газпрому" придется платить за транзит на 25-35% больше в зависимости от маршрута.
Кроме того, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в конце декабря 2015 года признал российский госконцерн монополистом и намерен наложить на него оборотный штраф, который может составить более $3 млрд. По сути, Киев требует исполнения условия "транспортируй или плати", хотя это и не прописано в соглашении.
Обоснование выглядит следующим образом: "В 2008 году был заключен контракт на транзит газа в течение 2009–2019 годов, и одним из ключевых условий было, что транзит должен был превышать 100 млрд куб газа (в год). Соответственно, исходя из этих условий, была установлена цена транзита, но фактически в течение 2009–2015 годов, особенно начиная с 2011-го, объемы транзита начали сокращаться. Все обращения "Нафтогаза" по этому поводу к "Газпрому" игнорировались",
Он привел динамику снижения транзита российского газа: если в 2011 году "Газпром" транспортировал через Украину 92 млрд куб, то в 2014 году – лишь 62 млрд куб, соответственно сократились и доходы НАК. А все потому, объясняет Терентьев, что российский концерн – монополист, вот если бы за право поставлять свое топливо по украинской трубе была конкуренция, то "Нафтогаз" мог бы расторгнуть невыгодный для него контракт и заключить другой, на более приемлемых для него условиях, с другим клиентом. Убытки НАК с 2009 года Терентьев оценил $6 млрд. Интересно, кого же он имел в виду в качестве конкурента российской компании? Что-то на горизонте никого не видно.
"Газпром" после запуска "Северного потока" действительно значительно сократил транзит топлива через территорию Незалежной, но это не повод для претензий, подчеркивают в России – никаких конкретных обязательств по объемам в контракте не прописано, как нет там и самого условия "транспортируй или плати", лишь определен максимум, который может прокачиваться в год - 100 млрд куб природного газа.
К вечеру вторника, 19 января, из Киева, наконец, откликнулись на информацию по долгу "Нафтогаза". Счет "Газпрома" в адрес украинской компании на $2,5 млрд за невыборку газа назвали "лишь очередным аргументом для разбирательства в Стокгольмском арбитраже" и заявили, что намерены ждать решения суда.
"В соответствии с договором, который подписан, есть некоторые пункты, которые выполняются или условно выполняются, или не выполняются. Поэтому они ("Газпром" - ред.) педантично, учитывая, что есть судебный процесс в Стокгольме, отрабатывают юридическую базу, нарабатывают аргументы в свою пользу. Это вопрос для суда, там ничего нового не появилось. Будем ожидать реального решения", - сказал министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.