Большинство москвичей - 63% - поддержали политику городских властей по сносу объектов нестационарной торговли, 71% жителей столицы считает, что ряды киосков и палаток возле станций метро в 1990-е были построены в основном незаконно и негативно повлияли на внешний облик города. При этом лишь 47% горожан допускают, что их исчезновение создаст проблемы с обеспечением товарами и продуктами первой необходимости, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.
Фото: Sergey Kovalev/ Global Look
И все же надо признать, что объекты нестационарной торговли, будь они построены по закону и не во вред архитектурному облику Москвы, создают определенное удобство для горожан. А кроме того, открывают широкое поле для сбыта продукции отечественных предприятий, уверен Минпромторг.
По данным ведомства, в 2014 г. на нестационарную торговлю приходилось не меньше 10% оборота всей розницы. Для ряда товаров палатки остаются основным каналом продаж. Например, в них продается 20% свежих овощей и фруктов, 50 - 70% мороженого в летний сезон, а также почти вся периодическая печатная продукция. Однако, несмотря на это, в последние годы ларьков по стране становится все меньше, хотя объективных экономических причин для этого нет.
Розничная торговля - это, по сути, бутылочное горло для малого бизнеса, пояснил корреспонденту "Утра" вице-президент "Опоры России", президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов. "Сегодня любой предприниматель вправе что-либо производить, государство это дело всячески поощряет, но сбывать продукцию попросту негде, - рассказал он. - Наиболее очевидно это в случае с продовольствием: торговые сети попросту не возьмут у меня три тонны колбасы, им нужны более крупные партии. А с малым торговым бизнесом большие проблемы. Первых этажей у нас в принципе мало - меньше, чем в Европе, в 2,5 раза. А там, где есть места для размещения нестационарных объектов торговли, бизнес нередко сталкивается с различными репрессиями со стороны местных властей, муниципалитетов".
Минпромторг давно озаботился совершенствованием правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли и еще в 2014 г. разработал соответствующие поправки в ряд законов. Недавно документ прошел стадию общественного обсуждения, и есть надежда, что еще в этом году он попадет в правительство, а если повезет, будет рассмотрен Госдумой.
Как рассказал корреспонденту "Утра" председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов, развитие многоформатной торговли предусматривается подготовленной Минпромторгом и утвержденной в 2014 г. стратегией развития торговли. "Ставится задача упростить механизмы создания и работы нестационарных объектов с учетом того, что их сносят сегодня без долгих разбирательств", - отметил он.
А Максимов добавил, что законопроект Минпромторга направлен на либерализацию этой сферы, а также на то, чтобы малый торговый бизнес получил уверенность в завтрашнем дне. "Основная идея документа - возможность продления договора на размещение торгового объекта без торгов. Сейчас такой договор заключается на три - пять лет без какой-либо гарантии продления. То есть в лучшем случае по истечении этого срока вас могут оттуда попросить, а место выставить на аукцион", - пояснил эксперт.
Минпромторг предлагает увеличить срок действия таких договоров минимум до семи лет. При этом, если к предпринимателю не возникнет в течение этого времени никаких претензий, власти обязаны будут это соглашение пролонгировать.
Если же место, где размещается торговый объект, вдруг срочно понадобится для городских нужд, предпринимателю обязаны будут предоставить равноценную компенсационную площадь. "Принцип "меняется место - сохраняется бизнес" вполне справедлив", - уверен Максимов.
Документ Минпромторга поддержало большинство регионов. Однако ведомство так и не смогло убедить в необходимости упростить жизнь ларечной братии власти Москвы. В результате столицу, а также Санкт-Петербург решено было вывести из-под действия этого документа в части нестационарной торговли.
А вот вопросов к модернизации законодательства, регулирующего мобильную торговлю, у московских властей не возникло. То есть уже вскоре автомагазины и автокафе по всей стране смогут почувствовать себя более свободными, поскольку им не придется для ведения торговли вписываться в муниципальные схемы размещения торговых точек. Автобизнесмену потребуется лишь получить документ на право занятия подобной деятельностью и внести плату в казну. И хотя к автомобилю тоже будут предъявляться определенные требования по внешнему виду и санитарным нормам, в Минпромторге рассчитывают, что после принятия соответствующих поправок в закон по российским дорогам начнут колесить десятки тысяч автолавок.
Андрей Карпов прогнозирует, что все эти нововведения могут отразиться на бизнесе торговых сетей. "Но на рынке должны присутствовать разные форматы торговли, причем в равных правовых условиях. И сам потребитель проголосует кошельком за более удобный для него формат", - резюмировал он.