Россияне постепенно адаптируются к кризису. Их потребительское поведение заметно изменилось, но экономия оказалась не такой уж тотальной, как предполагалось год назад. По крайней мере, в том, что касается дорогостоящих покупок.
Фото: Andrey Arkusha / Russian Look
В начале прошлого года многие планировали максимально сократить эту статью расходов, более половины вообще не планировали крупных трат. Однако в феврале текущего года выяснилось, что по факту за минувший год сократилась только доля тех, кто купил автомобиль и недвижимость. Меньше стали тратиться и на ювелирные изделия. А вот расходы на одежду, на отдых с развлечениями, на медицину и на различные ремонты все же возросли, свидетельствуют данные свежего исследования компании "Ромир".
В ходе всероссийского опроса социологи выясняли у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2011 года, чтоб позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян.
Лидером по затратам, как и в предыдущие годы, стали покупки одежды и обуви. И даже при провале этой категории в начале прошлого года, во второй его половине и начале текущего года ситуация выровнялась. 38% россиян заявили, что они покупали одежду и обувь, хотя в начале года подобные расходы планировали всего 16% респондентов. Этот показатель близок к данным благополучного 2012 года. И на ближайшие полгода треть опрошенных не исключают расходов, связанных с покупкой этой категории.
Но если судить по одежно-обувным магазинам, где сегодня зачастую количество консультантов в зале превышает число посетителей (когда посетители вообще имеются), до благополучного 2012 года ретейлу – как до Луны. Очевидно, это свидетельствует о том, что близость показателей является чисто формальной. Да, примерно столько же людей покупают себе одежду, но делают это гораздо реже (может, лишь раз за весь год) и вещей приобретают меньше – только самое необходимое. И в целом для россиян шопинг стал явлением исключительным.
Что же касается осторожных планов, сделанных в начале прошлого года, во многом они объясняются резкой девальвацией рубля в конце 2014 года и полной неопределенностью относительно будущего. Понятно, что в тот момент многие граждане опасались, что при таком развитии событий им и на еду-то не хватит. Некоторая стабилизация ситуации в дальнейшем и временное укрепление рубля сгладили эти опасения. А одежда все-таки является одной из ключевых потребностей после продуктов питания – если без телевизора жить сложно, но можно, то голым по холодным российским улицам ходить не будешь.
К слову, что касается телевизоров. Здесь данные выглядят аномально. О покупках крупной бытовой техники и электроники завили 13% опрошенных, и это самый высокий показатель по данной категории за все годы измерений. При этом планировали такие покупки всего 3%. А эксперты прогнозировали полный штиль на рынке после ажиотажного спроса декабря 2014 года. Сейчас о планах на покупку в этой категории заявляют 8% респондентов, что тоже неплохо.
Медицинские услуги оплачивали 14% россиян, хотя планировали всего 6%. Доля потратившихся на платную медицину, оказалась аналогичной показателю 2013 года. Но здесь сюрпризов нет. Очевидно, что относительно здоровый человек не может заранее предсказать, что и когда у него заболит, поэтому значительная часть расходов на врачебные услуги всегда незапланированная. Это стандартная ситуация, которая повторяется из года в год. На ближайшие полгода оплату медицинских услуг запланировали 8% россиян, но при следующем опросе, наверняка, доля россиян, действительно потратившихся на оплату медуслуг, будет выше, прогнозируют исследователи.
Россияне смирились с потерей привычных курортов и осваивают новые туристические маршруты и направления, свидетельствуют данные опроса. В начале 2015 года только 7% респондентов ответили, что покупали туристические путевки или самостоятельно оплачивали свои путешествия – в три раза меньше, чем годом ранее. И планы на крупные затраты на отдых в тот момент строили только 6% россиян. Однако оказалось, что планы были перевыполнены почти вдвое. В итоге в начале текущего года о затратах на отдых заявили 11% опрошенных.
В течение этого года планируют туристические поездки 12% респондентов. Не исключено, что в реальности доля отдохнувших и, соответственно, потратившихся на отпуск окажется выше, полагают в "Ромир". Если учесть, что и в лучшие годы доля респондентов, тратившихся на путешествия, составляла 18-20%, это весьма неплохой показатель.
То же самое касается и развлечений. В начале 2015 года эту несерьезную статью расходов в бюджет включили всего 1% россиян, что тоже вполне логично для кризисных времен – развлечения первыми попадают под секвестр. Но на деле потратились на них 7% россиян, что совпадает с данными 2012 года и вдвое больше, чем результат аналогичного прошлогоднего опроса. С учетом отказа от туристических поездок, экономии на других статьях расходов вплоть до еды, без развлечений, хотя бы в виде походов в кино, становится слишком грустно, предполагают авторы исследования, надо же хоть как-то разбавлять кризисные будни. Вот и на следующие полгода ощутимые затраты на развлечения запланировали уже 4% опрошенных, доля которых в реальности, наверняка, окажется выше. Если, конечно, не случится новых экономических шоков.