Российских подростков, попавшихся на удочку "сообществ смерти" популярной соцсети "ВКонтакте", подталкивала к самоубийству их сверстница. С девочкой, которая была администратором сразу нескольких таких групп, уже встретились сотрудники Следственного комитета. Для своей деятельности в соцсети она взяла псевдоним Ева Рейх.
Фото: ТАСС
"Установлено, что Евой Рейх является 13-летняя школьница из Омска. В настоящее время следователями опрошена мать девочки и сама школьница, которая не отрицала, что, играя, вела переписку в социальных группах со многими участниками, в том числе на суицидальную тематику. Следователями с целью установления контактов школьницы и выяснения всех обстоятельств изъяты мобильный телефон девочки и жесткий диск от компьютера, по которым назначены компьютерно-технические исследования. Проводятся необходимые мероприятия для установления всех лиц, в том числе совершеннолетних, направляющих эту "деятельность" омички", - говорится в сообщении следственного управления СК по Омской области.
Общаясь с журналистами Lifenews, школьница заявила, что все ее слова в "сообществах смерти" - просто черный юмор и сарказм. Она, мол, и думать не думала побуждать сверстников (а также тех, кто был немного старше) сводить счеты с жизнью.
"Как эта девушка сказала в одном из интервью, "мне просто нравилось, что я собираю кучу лайков", - комментирует ситуацию в беседе с "Утром" Денис Давыдов, директор Лиги безопасного интернета. - Ужас в том, что она это сказала абсолютно искреннее и честно. Не нужно искать скрытые причины и какой-то подтекст. Ее действительно мотивировало желание стать более популярной в Сети. Она совершенно не задумывалась о последствиях. К сожалению, вот такая психологическая и психическая деформация происходит с нашими детьми, для которых интернет и соцсети стали очень важной частью жизни".
Стать более популярной в Сети - желание, играя на котором, можно сделать из подростков послушных кукол. Раньше дети хвастались друг перед другом солдатиками, пистолетами и машинками (наборами игрушечной посуды, куклами и нарядами для них, если говорить о девочках), теперь в моде другое - чья запись понравится большему числу людей, кто получит больше комментариев под ней, чьей записью чаще будут делиться.
Тот, у кого внушительнее этот социальный капитал, становится крутым и авторитетным. Вот только он не понимает, что вся его слава порой - не больше чем приманка опытного кукловода.
"Исследования специалистов Лиги безопасного интернета показывают, что некоторая часть опасного суицидального контента размещается людьми, чьи IP-адреса находятся в Европе, - продолжает Денис Давыдов. - Там большие профессиональные студии занимаются созданием психоделического видео. Эта мода на грусть, тоску, депрессивное состояние, столь востребованная нашими подростками, идет с Запада".
Нет, не надо искать глобальный заговор против российских детей. На Западе не ставят перед собой цель извести новое поколение под корень. Все гораздо примитивнее и жестче: на наших детях наживаются. И делают это, судя по всему, наши же соотечественники.
Не секрет, что подростки 13-16 лет пребывают в достаточно неустойчивом психологическом состоянии. Меняется характер, меняются взгляды на жизнь, идет поиск себя, своего места во взрослом мире. Мысль "меня никто не понимает" посещает их достаточно регулярно. Минорное настроение наталкивает подростков на поиск себе подобных, чтобы обрести хоть какую-то компанию, хоть какое-то ощущение общности, стаи - родители-то все равно "ни во что не врубаются".
Раньше этот поиск проходил в школе или во дворе. Теперь - в интернете. Этим и пользуются те, кто хочет заработать, не напрягаясь. Дело в том, что сообщества, создаваемые в социальных сетях, имеют свою цену. Точнее говоря, обретают ее с ростом популярности и числа подписчиков.
"Если говорить об администраторах групп более старшего возраста (мы выявляли 20-25-летних админов групп), то у них причины были немного другие, меркантильные, - рассказывает Денис Давыдов. - Например, привлекая подростков с помощью опасного суицидального контента, они стремились набрать как можно больше подписчиков в группу, чтобы потом продавать в ней рекламу или же продать саму группу. Группы, в которых число подписчиков достигает десятков тысяч человек, могут стоить довольно дорого, да и рекламу в них размещать выгодно".
"Сообщества смерти" в самой популярной российской соцсети - "ВКонтакте" - достигали показателя свыше 20 тысяч человек. Схема привлечения походила на многоуровневую компьютерную игру. Сначала подростков притягивал тот самый набор минорных фотографий и видео с подходящим музыкальным сопровождением. Заодно им попадались простенькие загадки, ответив на которые, можно было попасть на следующий уровень, где с рядовыми участниками сообщества уже начинали плотно общаться админы. Они помогали подросткам окончательно впасть в депрессию, а заодно выставляли самоубийц (чаще всего мнимых, но были среди них и настоящие) в образе героев, сумевших порвать с этой никчемной жизнью.
От подростков начинали требовать доказательств: например, порезать руки, сфотографировать раны и выложить снимок в группе. Дальше - больше.
Кто-то вовремя одумывался, но случалось, увы, и иначе. И это становилось новой приманкой для других школьников (смотри, он смог, а ты?). Достаточно сказать, что у одной из самых известных самоубийц последнего времени - девушки под сетевым псевдонимом Рита Паленкова, которая легла под поезд, - уже после ее смерти появились тысячи поклонников, и опять же в Сети.
В итоге группы росли, админы подсчитывали доходы от рекламы и будущей продажи сообществ.
Кстати, по числу детских и подростковых самоубийств Россия который уже год занимает лидирующие позиции в мире. Так что админам "сообществ смерти" не приходилось сильно напрягаться, чтобы найти жертв и завлечь их.
Сейчас, конечно, они отказываются от всего. Говорят, просто шутили, просто прикалывались. И спокойно продолжают жить, не особенно опасаясь наказания. Да, в Уголовном кодексе есть статья 110 "Доведение до самоубийства". Но там преступлением, за которое грозит до трех лет лишения свободы, считается "доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего".
То, что в "сообществах смерти" с подростками именно так и обращались, доказать очень трудно. Собственно говоря, свидетельство тому - статистика. Дела по 110-й статье крайне редко доходили до суда.
Что касается блокировки подобных сообществ, то отключить уже созданные группы несложно. Сложнее раз за разом отыскивать их дубли, а они продолжают появляться: желающих получить легкие деньги хватало всегда.
"Бороться нужно системно, но для каждого направления должны быть разработаны свои механизмы, учитывающие особенности тех или иных ресурсов, - считает Денис Давыдов. - Соцсеть - это очень сложная многосоставная "машина". Основная ответственность за контент, который в ней появляется, на мой взгляд, должна лежать на их владельцах. Они обязаны разрабатывать такие механизмы, которые бы пресекали появление подобных сообществ. Соцсети должны работать в тесной связке с экспертным сообществом - психологами, психиатрами, лингвистами, суицидологами - которое помогало бы им распознавать опасные паблики".
Но как ни крути, блокировка сообществ это всего лишь борьба с последствиями. Причина же - другая. Она в том самом ощущении одиночества и неустроенности у подростков, их некоей заброшенности. Школьник, у которого дома все в порядке (родители всегда готовы выслушать и поддержать и не скупятся на проявления любви), пройдет мимо таких "сообществ смерти", даже не взглянув на них.