Первый вопрос, которым озаботились политики и эксперты всего мира после оглашения результатов референдума о выходе Британии из ЕС: последует ли за этим цепная реакция, и если да, то как быстро? Пессимистичный ответ на него дают знаменитый финансист Джордж Сорос и предсказавший экономический кризис 2008 года американский экономист Нуриэль Рубини.
Фото: Frank Rumpenhorst/ dpa/ Global Look
"Катастрофический сценарий, которого многие боялись, материализовался, сделав распад ЕС практически необратимым", - заявляет Сорос в статье на сайте Project Syndicate.
Достанется не только странам Евросоюза, но и самому виновнику торжества: экономика и народ Британии "значительно пострадают в краткосрочной и среднесрочной перспективе", предупреждает финансовый гуру.
Сорос оказался одним из тех немногих, кто накануне голосования был уверен в полученных в итоге результатах. Именно этим объясняются его последние инвестиции в золото и другие активы, принесшие ему хорошую прибыль после Brexit. Незадолго до референдума Сорос предсказал падение британского фунта гораздо большее, чем в принесшую ему мировую известность "черную среду" 1992 года. Предсказания финансиста полностью сбылись.
"Если фунт стерлингов упадет до этого уровня, то по иронии судьбы один фунт будет стоить около одного евро - своего рода "присоединение к евро", чего никто в Британии не хотел бы", - саркастически отмечает миллиардер.
Пессимистично оценивает итоги британского референдума и американский экономист Нуриэль Рубини, в свое время предсказавший мировой финансовый кризис 2008 года. Он считает, что решение отделиться от Евросоюза может стать началом распада или ЕС, или Великобритании. Однако, успокаивает Рубини, новой волны рецессии или нового финансового кризиса Brexit за собой не повлечет.
Говоря о возможном крахе ЕС после Brexit, Сорос и Рубини вряд ли кривят душой. Над Евросоюзом действительно нависла большая опасность, и выход Британии можно считать лишь первой ласточкой, а точнее, "черным лебедем".
Brexit по сути является вполне закономерной попыткой одной из стран ЕС избавиться от угрозы всепоглощающего европейского социализма, накрывшего Старый Свет. Социалистическая идеология, реализуемая левыми евробюрократами из Брюсселя, окончательно вошла в конфликт с рыночными принципами и соответствующими им нормами социального устройства.
В условиях распространенных в ЕС рыночных экономических взаимоотношений внедрение социалистической системы распределения (каждому по потребностям) привело к серьезным социально-экономическим перекосам. Система, при которой европейцы работают, платя высокие налоги, идущие на содержание огромной массы не желающих работать мигрантов, начитает вызывать у аборигенов чувство негодования.
Вместе с тем политика Брюсселя не предполагает каких-либо изменений данной практики, хотя бы потому, что наличие крупного непроизводящего класса, зависящего от государственных пособий, обеспечивает европейским левакам гарантированную электоральную базу.
Британия стала первой страной, где возмущение текущим положением дел превысило критическую отметку. Возможно, это объясняется особым статусом Соединенного Королевства в ЕС, благодаря которому британцам не удалось привить такую же степень покорности, как французам, немцам или бельгийцам. Впрочем, сейчас это уже вряд ли будет иметь какое-то значение.
Пример Британии наверняка окажется заразительным. Континентальная Европа в еще большей степени находится в подчинении брюссельских левых бюрократов, и "британский выход" многим может показаться единственным способом избавиться от этой зависимости.
Другой причиной возможного развала ЕС является высокое различие в уровнях экономического развития членов Евросоюза. В этой ситуации полностью довольными союзом остаются те, кто получает от него значительно больше, чем отдает в "общую кассу". Те же, кто ее постоянно наполняет, могут попытаться избавиться от "нахлебников" и создать какое-то другое объединение.
Одно из главных достоинств ЕС - наличие единого общего рынка, отказываться от него не хочет никто. Однако, как правило, в референдумах принимают участие люди, большинство из которых не утруждает себя изучением информации о том, как и за счет чего функционирует ЕС.
Еще один важный момент сводится к тому, что ЕС в нынешнем своем виде является надгосударственным объединением. Как утверждал в свое время нобелевский лауреат Милтон Фридман, подобное объединение таит в себе множество подводных камней. Единственным надежным способом объединить Европу может являться только федерализация. То есть, как полагал Фридман, решением вопроса может стать создание "Соединенных штатов Европы". Однако к рекомендациям ныне покойного нобелевского лауреата до сих пор так никто и не прислушался.
Таким образом, предостережения о возможности дальнейшего распада Евросоюза не являются попыткой навести тень на плетень, а вполне отражают текущую ситуацию. Очевидно, что это не понравится нынешним евробюрократам, однако пример Британии четко свидетельствует о том, что время шуток безвозвратно прошло.