Россия и Турция постепенно достают из нафталина совместные проекты в разных отраслях экономики. Москва не собирается снимать санкции с Анкары вплоть до визита в Санкт-Петербург турецкого президента Реджепа Эрдогана, но в перспективе отношения двух стран должны выйти на качественно иной уровень. Камнем преткновения во вновь зарождающейся дружбе может стать сирийский вопрос.
Главы Минэкономики России и Турции. Фото: Дмитрий Серебряков/ ТАСС
На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев постановил возобновить деятельность российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Ее работа стартовала 26 июля, когда вице-премьеры и министры двух стран впервые после многомесячного перерыва провели в российской столице серию переговоров по всему спектру двусторонних отношений. Никаких конкретных результатов на этих встречах достигнуто не было. Однако самое важное, что чиновники из Москвы и Анкары не на словах, а на деле приступили к разморозке отношений. Примечательно, что российская сторона пошла на это без обсуждения вопроса о компенсации за сбитый Су-24 (ранее это было обязательным условием).
Российско-турецкий конфликт практически полностью парализовал торговлю между двумя странами. Если в 2014 году объем торговли между Россией и Турцией составил около $30 млрд, то за пять месяцев 2016-го - всего $6 миллиардов. Лидеры двух стран ранее ставили задачу довести ежегодный товарооборот до $100 млрд, но сегодня эти цифры представляются нереалистичными, считают в российском МЭР.
Нарастить торговые объемы призвана зона свободной торговли в сфере услуг и инвестиций, переговоры о создании которой начались в прошлом апреле. На встрече в Москве стороны обсудили возможность возобновления переговорного процесса. Чиновники также договорились перезапустить обсуждение соглашения о совместном инвестфонде. Он будет финансировать крупные двусторонние проекты. С нашей стороны в него войдет Фонд прямых инвестиций, Турция со дня на день должна назначить своего представителя.
Еще одной темой для дискуссии стала возможность использования национальных валют во взаимной торговле. Вряд ли на такой шаг стороны будут готовы пойти в ближайшее время, но то, что эта тема была поднята на столь высоком уровне, говорит о серьезности намерений.
Россия готова снять ограничения на импорт турецкой сельхозпродукции. Ранее Россельхознадзор запретил ввозить в нашу страну длинный перечень товаров - от домашних кур до винограда, мотивируя это низким качеством продукции. Теперь же специалисты надзорного ведомства готовы в любое приемлемое время отправиться в Турцию, чтобы проинспектировать сельхозтовары.
Сроки снятия запретов не называются. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, это должно проходить поэтапно, на паритетных началах, чтобы защитить интересы как российских фермеров, так и отечественных импортеров, которые хотят продавать свою продукцию туркам. Вместе с тем российское правительство требует от Анкары снятия всех ограничений в отношении отечественных товаров и инвестиций. "Мы будем настаивать на том, чтобы эти ограничения снимались в кратчайшие сроки, чтобы наши компании и наш бизнес также не нес потерь от действий турецкой стороны", - заявил на переговорах вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
Одним из самых важных итогов переговоров стало принципиальное решение довести до конца строительство первой турецкой АЭС "Аккую" и газопровода "Турецкий поток". По первому проекту общей стоимостью $20 млрд межправительственное соглашение было заключено еще в 2010 году.
По второму (мощность - 63 млрд куб. м год, стоимость - €11,4 млрд) никаких обязывающих документов стороны не подписывали. Но в его реализации турецкая сторона крайне заинтересована - именно турки подняли на переговорах эту тему и заявили о готовности приступить к строительству первой нитки. Необходимое политическое решение уже принято, отметил министр экономики Нихат Зейбекчи. "Газпром" готов включиться в работу, но ждет от Турции конкретных шагов. Определенность должна наступить после встречи президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, которая пройдет 9 августа в Санкт-Петербурге. Пока же переговорщики решили создать рабочую группу, которая будет курировать "Турецкий поток".
После приезда Эрдогана стороны надеются внести окончательную ясность и в вопросах транспорта и туризма. Турки дают гарантии безопасности для российских граждан, а потому готовы в любой момент к возобновлению чартерных авиаперевозок. Насколько обещанное соответствует действительности, отечественные эксперты планируют убедиться лично в самое ближайшее время.
К слову, сама по себе договоренность о первой за долгое время встрече Путина и Эрдогана стала одной из самых главных новостей этого дня. Именно переговоры президентов придадут нужное ускорение работе всех двусторонних комиссий и групп и позволят решить вопрос с отменой санкций. Накануне визита турецкого лидера в Россию у чиновников будет возможность еще раз обсудить направления и форматы сотрудничества. Встреча пройдет ориентировочно 6-8 августа.
Аркадий Дворкович высоко оценил прошедшие переговоры. По его словам, по их итогам на уровне Минэкономразвития, Минсельхоза, Минэнерго и Минтранса "будет подготовлена содержательная основа для планируемой встречи руководителей наших стран". Замглавы правительства выразил уверенность, что постепенно две страны выйдут "как минимум на уровень отношений, которые складывались в предыдущие годы", причем по некоторым направлениям планируется "продвинуться еще дальше".
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич говорит, что разморозка отношений принесет выгоду обеим странам, однако нужно "обязательно держать в уме, что проводимая им (Эрдоганом) политика (в отношении России) не есть величина постоянная".
Единственное, что может всерьез помешать возобновлению полноценного сотрудничества, является ситуация в Сирии. Москва по-прежнему поддерживает режим Башара Асада, Анкара выступает за отстранение его от власти. Возможно, Эрдоган надеется выменять "Турецкий поток" на готовность России пожертвовать Асадом. Однако Кремль вряд ли пойдет на этот шаг, а потому перспективы дружбы и сотрудничества пока что остаются туманными.