Ракету заточили под истребитель

Читать в полной версии →
Оснащенные управляемыми ракетами "Брамос" 350 истребителей ВВС Индии помогут нивелировать превосходство Китая в Юго-Восточной Азии. К подобной тактике уже прибегал СССР, когда США резко увеличили численность авианосцев

Успешный российско-индийский проект по созданию крылатых ракет открыл новые горизонты для армии Индии. Уже осенью управляемая ракета "Брамос" (BrahMos) станет авиационной и разместится на истребителях Су-30МКИ в трех индийских эскадрильях.

Су-30МКИ ВВС Индии с макетом ракеты "Брамос". Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

По оценкам экспертов, столь мощная и универсальная ракета способна компенсировать рост Военно-морских сил Китая. А ведь к 2025 г. Китай планирует построить 7 авианосцев, взяв под контроль Юго-Восточный регион. Оснащенные управляемыми ракетами "Брамос", 350 истребителей ВВС Индии помогут нивелировать превосходство Китая в Юго-Восточной Азии.

К подобной тактике уже прибегал СССР, когда США резко увеличили численность авианосцев. В ответ ВМФ СССР создал мощную группировку атомных подводных лодок. Проект "Брамос" как раз способен решить проблему доминирования КНР за счет универсальности ракеты.

Если первоначальный вариант предназначался только для пусков с наземных установок, то с 2014 г. разрабатывается "Мини-Брамос" для ударов с воздуха и воды. Таким образом, "Брамос" станет мечом-триадой и восстановит силовой баланс между странами. Уменьшенная версия ракеты разместится не только на истребителях Су-30, но и почти на 20 самолетах МиГ-29 с авианосца "Викрамадитья" ("Адмирал Горшков").

"Несмотря на то, что у Индии два противника, "BrahMos" создавался для сдерживания растущего китайского флота и сухопутных сил, - отмечает военный эксперт Ашок Сингх, - подтверждением этому служит недавнее решение Минобороны Индии разместить вблизи китайской границы пять пусковых установок со 100 сверхзвуковыми ракетами "BrahMos".

Изначально ракета разрабатывалась как противокорабельная, способная поражать цели на расстоянии до 300 км и на высоте до 15 километров. Столь универсальных и эффективных аналогов нет ни у одной страны мира. Скорость полета ракеты превышает в разы скорость звука, при этом боеголовка весит 300 кг и способна уничтожить любой авианосец. Название определили по первым буквам величественных рек - "Брахмапутра" и "Москва". 

В основу "Брамос" легла противокорабельная советская ракета "Яхонт". Совместную разработку возглавили НПО "Машиностроения" и Организация оборонных исследований и разработок Индии (DRDO). Как это часто бывает с индийскими проектами, сроки затянулись, и свое развитие в новой мини-форме "Брамос" получил только в 2014 году. Для поражения целей ракетой с субмарины без всплытия понадобилось пересмотреть размеры сверхзвукового "гарпуна". Схожая ситуация складывалась и с самолетом-носителем. При весе "стрелы" в 2,5 т и длине 10 м самолет не мог приземлиться без риска детонации боеголовки. Поэтому вес сократили до 2 т, а длину до 6 метров. Теперь истребитель Су-30 сможет взять сразу 3 ракеты, корабельный МиГ-29 и российско-индийский Т-50 (FGFA) - по 2 мини-ракеты. Индийский флот в лице дизельных неатомных подлодок "Варшавянка" также получит мини-гарпуны.

На первое время решено закупить 200 ракет для оснащения авиации, потратив из военного бюджета $1,1 миллиарда. Сумма не критична для Индии, поскольку ежегодно военный бюджет этой страны растет, в том числе и за счет экономии на закупках подешевевшей нефти. Кроме того, у этого проекта хороший экспортный потенциал. Никто, кроме России, а теперь и Индии, не производит сверхзвуковые крылатые ракеты. Новый вариант, позволяющий использовать их как в авиации, так и на подводном флоте, открывает дополнительные рынки сбыта. В 2024 г. российские конструкторы планируют показать на "Брамос" гиперзвуковую скорость.

Создание совместных проектов позволяет оборонным предприятиям разрабатывать новые проекты с привлечением средств партнеров. Помимо обороны, уникальные разработки помогут окупить все исследования и еще получить финансирование на следующие научно-исследовательские опытно-конструкторские работы. Ведь при экспорте совместного продукта прибыль получают обе стороны проекта. Например, до 2016 г. было произведено около 1000 ракет, треть из которых произведена по контрактам с другими странами. При этом стоимость контракта на поставку 200 ракет составила $4 миллиарда.

Индия одна из немногих стран, с которыми у России сложилось надежное долгосрочное военное сотрудничество со времен СССР. "Брамос" был не первым совместным проектом. Пионером стал танк Т-72М1 (Ajeya), который выпускался по лицензии с 1987 года. Весной этого года начались переговоры о лицензионной сборке Т-90 в Индии. Не первый год по такой схеме производят БМП-2 для индийской армии.

Проект "Брамос" отличается от обычной сборки наличием совместной разработки. В этом он схож с авиационным проектом по созданию индийского истребителя на базе Т-50 - FGFA. В обоих случаях речь идет о разработке продукта "под клиента" - российские научная база и конструкторская идея, индийские инвестиции и технические опции. Подобная практика позволяет экономить бюджетные средства, привлекая финансирование заказчика.

С приходом премьер-министра Нарендры Моди Индия взяла курс на привлечение бизнеса в оборонку. Инвесторам предложено выкупать 51% акций оборонных предприятий для развития производства. В России, наоборот, государственные компании скупали пакеты крупных оборонных предприятий до падения цен на нефть. Сейчас процесс привлечения инвесторов повторяет индийскую стратегию. При этом важно понимать, что инвестор должен быть надежным партнером. Пусть небогатым, как Индия, но проверенным временем.

Денис КУНГУРОВ |
Выбор читателей