Саммит министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе, при всех дипломатических маневрах и реверансах в адрес РФ, вряд ли следует немедленно расценивать как "разворот" альянса лицом к России. Заявления о готовности к сотрудничеству, безусловно, лучше полного неприятия и открытой конфронтации, но ничего иного главы МИД, по сути, сказать не могли.
Фото: Wu Wei/ Global Look
Кроме того, не стоит забывать о том, как "презентовал" мероприятие и.о. представителя Великобритании в альянсе Пол Джонстон, который ясно указал на то, что Россия бросает альянсу массу "вызовов", а потому диалог с РФ блоку следует вести "с позиции силы и принципов".
Западные военные эксперты во главе с экс-командующим Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF) и воинским контингентом США в этой стране генералом Джоном Алленом также считают, что частью сбалансированного тройного подхода в отношениях с "Россией Путина" должны стать оборона, сдерживание и диалог.
По мнению политолога, ведущего эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, в целом руководство Североатлантического альянса сейчас пытается закрепить те изменения, которые произошли в Европе, и которые благоприятно сказываются на цели сохранения НАТО как военно-политического блока.
Был период, когда Североатлантический альянс оказывался не у дел, поскольку произошла разрядка, и отношения между РФ и альянсом в Европе налаживались. Но конфронтация, произошедшая не по вине России (в отличие от оценок, которые сейчас высказывают на Западе), привела к тому, что блок получил, что называется, второе дыхание, оправдание своей значимости и необходимости дальнейшего существования.
"Сейчас они просто закрепляют это ссылками на какие-то ценности, которые, как они надеялись, Россия будет соблюдать. Но что это за ценности? Ценности демократии? Россия способствовала проведению референдума в Крыму, где высказался народ. Было ли такое, когда Косово отделялось от Сербии? Нет. Так что если разбираться в деталях, окажется, что вся их риторика, часто фальшивая, на самом деле, направлена на внутреннего потребителя, который не осведомлен в деталях и не очень хочет в них разбираться", - пояснил аналитик "Утру".
НАТО сейчас посылает мяч в сторону России, считая, что именно она должна пойти на уступки, но это дипломатический ход. Не случайно в Брюсселе встречаются именно дипломаты: это попытка решить проблему при отсутствии иных возможностей, считает эксперт. "Нет у них сейчас возможностей принудить Россию вернуть Крым, отказаться от политики защиты своих интересов и заставить нас вернуться в начало 90-х годов, во времена, когда министром иностранных дел РФ был Козырев, и когда мы сдавали все, что только возможно, под туманные обещания "дружить семьями и домами". Сейчас им не остается ничего иного, кроме как проводить совещания в безуспешной попытке выработать какие-то решения", - отмечает Аждар Куртов.
Прозвучавшие в Брюсселе обещания представителей пока еще действующей администрации США, что новая администрация не изменит приверженность США идеалам и обязательствам по НАТО, не означают, что Трамп будет и дальше сорить деньгами на европейскую безопасность. Как известно, избранный президент США педалировал вопрос о том, чтобы союзники США по альянсу раскошеливались на эту структуру сами, если, конечно, она им необходима. Такие призывы осторожно звучат уже и со стороны самих европейцев, однако большинство государств условий, прописанных в документах НАТО о финансировании этой организации, не выполняет. "Так что если Трамп реально будет придерживаться этой линии и после обретения фактических президентских прерогатив, спеси у нынешних министров иностранных дел поубавится, поскольку потребуется перекраивать государственные бюджеты и изыскивать деньги на военные игрища, которыми сейчас с не очень большим успехом занимаются, в основном, за счет американцев", - пояснил эксперт.
Примечательно, что и сами европейцы уже, похоже, смирились с тем, что на безопасность отныне придется раскошеливаться. Так, глава МИД Великобритании Борис Джонсон заявил о том, что для ответа на новые вызовы и единства НАТО "абсолютно необходимо, чтобы все страны сделали шаг вперед и довели свои военные расходы до 2% ВВП, из которых 20% должны выделяться на приобретение новых военных возможностей".
Так что, с одной стороны, нельзя исключать попытки осторожно, с учетом новых реалий, "набросить в вентилятор" и спровоцировать Россию на некие ответные шаги (что придало бы значимости НАТО). С другой стороны, какой-то одной цели у дипломатов не бывает - попутно они пытаются решить еще несколько задач, связанных уже с внутриевропейскими процессами. В этом смысле показателен и референдум в Италии, в ходе которого представители итальянских евроскептиков выступали примерно с тех же позиций, что и сторонники Brexit, Ле Пен во Франции и некоторые австрийские политики.
"Дипломаты стран НАТО видят, что изменения в Европе происходят не в пользу того, чтобы, как прежде, вырабатывать консолидированную позицию единого, монолитного, стального блока в виде военного союза, что этот союз трещит по швам. И безуспешные, с моей точки зрения, попытки показать свою значимость и помочь преломить этот общеевропейский тренд на разбегание не только ЕС, но и НАТО (поскольку эти организации как сообщающиеся сосуды) и явились одной из причин этой встречи", - подчеркнул собеседник "Утра".