По данным Минсельхоза, в 2016 году в России собрано 119,1 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Тройка самых популярных - пшеница (73,3 млн тонн), ячмень (17,9 млн тонн) и кукуруза (13,8 миллиона).
Фото: PA Images/ ТАСС
Этот рекордный урожай зерна уже создал проблемы сельхозпроизводителям. Во-первых, продавать пшеницу на экспорт практически некуда, так как в странах традиционного экспорта российского зерна тоже случился сверхвысокий урожай. Во-вторых, до предела исчерпаны портовые мощности, которые нуждаются в срочной модернизации, пишет "Свободная Пресса".
Лидерами производства зерна в России являются Краснодарский край (14,7 млн тонн зерновых в бункерном весе), Ростовская область (11,7 миллиона) и Ставрополье (10,3 миллиона). Этим регионам удается обеспечить треть валового сбора зерновых. Озимая пшеница (в том числе твердых сортов) составляет почти 90% собранного зерна. В общей массе этой пшеницы более 80% относится к продовольственной категории. Остальное - фуражное зерно.
Также "зерновые" регионы по итогам 2016 года собрали рекордный урожай других традиционных культур: масличных (посевной рыжик, масличный лен, рапс), сахарной свеклы, картофеля, кукурузы, овощей открытого грунта.
По словам министра сельского хозяйства Ставропольского края Владимира Ситникова, повышение урожайности стало возможно благодаря эффективным контактам аграриев с учеными. Повысилось качество посадочного материала, соврешнествует технология применения удобрений, используется новая сельскохозяйственная техника, внедряются новые технологии (в том числе космического мониторинга посевов).
Однако проблем пока больше, чем достижений. Крайне мало площадей засеяно твердой пшеницей. По словам научного сотрудника Краснодарского НИИ сельского хозяйства Алексея Яновского, в России посевные площади твердой пшеницы никогда не превышали 1 млн гектаров. Мы отстаем от мировых лидеров в производстве этой культуры еще с середине прошлого столетия, когда яровые сорта твердой пшеницы были вытеснены с полей мягкой пшеницей, которая более зимостойкая и урожайная.
Профессор Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) Наталья Дерканосова считает, России не только не может обеспечить свою макаронную промышленность твердой пшеницей. Наша мука из твердой пшеницы часто не соответствует ГОСТ для производства макарон. В связи с этим производители вынуждены использовать улучшители вкуса и специальные технологические приемы, не прибавляющие качества и питательности готовым макаронам.
В ближайшие полгода Россия рассчитывает экспортировать 20 млн тонн зерна. Основные рынки сбыта - страны Азии, Африки и Ближнего Востока. Крупнейши импортер российского зерна - Египет, закупающий почти треть российского экспорта зерновых. Среди потребителей нашего зерна: ЮАР, Израиль, Ливия, Ливан, Йемен, Танзания, Мозамбик, Мексика, Нигерия, Малайзия, Филиппины, Сьерра-Леоне, Саудовская Аравия, Катар, Бангладеш, Турция, Судан.
По итогам рекордного урожая 2016 года многие аграрии столкнутся с кризисом перепроизводства, отмечает Свободная Пресса. Это неизбежно скажется и на оптовых ценах, и на инвестиционной привлекательности растениеводства.
Власти "зерновых" регионов ищут выход из сложившейся ситуации. Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров на недавней встрече с главами муниципалитетов уже заявил о необходимости корректировать структуру посевных площадей, чтобы отойти от озимой пшеницы в пользу более высокорентабельных культур - сои, кукурузы, кориандра, масличного лльна и рыжика. В конце концов, эти культуры могут принести аграриям до 300% прибыли.
Заместитель директора департамента стратегического маркетинга и корпоративных коммуникаций ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский отметил, что нынешней зимой экспортные отгрузки были сокращены во многом из-за плохих погодных условий в районах портов. На "малой" (речные) и "большой" (морские) воде порты работали с перебоями из-за штормовых ветров и аномально низких температур. Ненмого увеличить поставки удалось через малые порты Азово-Черноморского бассейна, откуда зерно вывозится через Керченский пролив в Черное море.
сСздание Каспийского транспортно-логистического хаба на базе Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) объявлено сегодня приоритетным проектом Минкавказа России. Недавно был проведен конкурс на разработку стратегии развития хаба (на срок до 2030 года). Работы по этому заказу подразумевают анализ данных всех заинтересованных грузоотправителей, работающих сегодня в Каспийском бассейне, об объемах потоков грузов и стоимости их перевозки. Также Каспийский хаб сможет заменить традиционно используемые порты Балтики для экспортно-импортных операций с Индией. Ключевым экспортным товаром, ставку на который делает в развитии проекта Каспийского хаба Минкавказа, станет именно зерно.