Открывающиеся сегодня в столице Казахстана Астане переговоры по сирийскому урегулированию являются самой серьезной попыткой поисков выхода из главного международного конфликта. За одним столом сойдутся представители вооруженной оппозиции, а также мировые и региональные державы. Однако раскол внутри сирийской оппозиции и разногласия между инициаторами встречи делает вопросы укрепления режима прекращения огня единственным вопросом повестки, по которому возможны дискуссии.
Фото: Sergei Grits/ ТАСС
Начинающиеся сегодня в Астане двухдневные переговоры по сирийскому урегулированию проводятся по инициативе, родившейся вскоре после вступления в силу в конце декабря соглашения о перемирии в этой стране, пишет газета "КоммерсантЪ".
Для из освещения переговоров в главной гостинице столицы Казахстана Rixos President Astana высадился десант более чем из 300 журналистов из 24 стран.
Договариваться по Сирии будут представители Дамаска и вооруженной оппозиции, а также делегации России, Турции, Ирана, ЕС, спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и посол США в Казахстане Джордж Крол. "Столь многочисленными по составу участников не были ни одни мирные переговоры по Сирии, проводившиеся в прошлые годы под эгидой ООН в Женеве и окончившиеся провалом", - отмечает газета.
Делегацию противников Дамаска возглавляет не представитель политической оппозиции, базирующейся за пределами Сирии, а один из руководителей вооруженной группировки "Джейш аль-Ислам" ("Армия ислама") Мухаммед Аллюш, силы которой дислоцированы вблизи Дамаска.
Помимо "Джейш аль-Ислама" в делегации оппозиции еще несколько группировок, входящих в "Свободную сирийскую армию", которая стала участником соглашения о перемирии.
Разъясняя смысл переговоров в Астане, на своей пресс-конференции по итогам 2016 года глава МИД РФ Сергей Лавров назвал их принципиальным отличием то, что "это будет встреча с участием людей, которые с оружием в руках противостоят друг другу "на земле" и контролируют конкретные территории в Сирии". Делегацию Дамаска в Астане возглавляет постпред Сирии при ООН Башар аль-Джафари, ранее представлявший правительство президента Башара Асада на переговорах в Женеве.
Газета приводит слова главного советника президента Турции Ялчына Топчу, который сказал, что "встречи в таком формате никогда раньше не было, а это уже успех".
Но несмотря на оптимистические заявления, никакого прорыва в Астане не предвидится. Организаторы встречи изначально не ставили своей задачей обсуждение наиболее трудных вопросов, связанных с политическим будущим послевоенной Сирии и судьбой Башара Асада. Инициаторы процесса - Россия, Турция и Иран - решили сосредоточиться на выполнении конкретной задачи — укреплении режима перемирия, достигнутого в конце прошлого года. По итогам встречи ожидается подписание документа, который был согласован на консультациях в Анкаре в середине января.
По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, встреча в Астане должна закрепить "подключение вооруженной оппозиции к межсирийскому переговорному процессу". А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сформулировал задачу так: "Если Астана поможет в ускорении возобновления переговорного формата, это уже будет позитивным сдвигом".
Напоминание о политических задачах возобновляющегося мирного процесса прозвучало из-за океана, где исполняющий обязанности представителя Госдепа США Марк Тонер заявил, что "США выступают за политическое разрешение сирийского кризиса — процесс, руководить которым будут сирийцы и который сможет привести к более представительной, мирной и объединенной Сирии". Но американский представитель будет играть на переговорах лишь роль наблюдателя.
Газета обращает внимание на "очевидный разрыв" между заявлениями об важности встречи в Астане и весьма скромными ожиданиями. Все понимают, что политическому урегулированию мешают как раскол внутри сирийской оппозиции, так и разногласия между самими инициаторами встречи в Астане — Россией, Турцией и Ираном, впервые вышедшие на поверхность накануне переговоров.
В частности, в Астане представлена не вся вооруженная оппозиция, а лишь ее меньшая часть. Помимо "Ахрар аш-Шам", ведущей боевые действия преимущественно в провинции Идлиб и насчитывающая 16 тыс. человек, в переговорах отказались участвовать еще шесть группировок. В этой ситуации переговоры в Астане не могут продвинуться далее решения вопросов, связанных с укреплением режима перемирия.
Большей договороспособности оппозиции вряд ли будет способствовать и последнее интервью президента Асада японскому телеканалу TBS, в котором он фактически призвал своих противников к капитуляции, пообещав "амнистию тем, кто сложит оружие".
Еще одно препятствие на пути урегулирования - отсутствие единства между организаторами встречи: Россией, Турцией и Ираном. Став гарантами перемирия в Сирии, Москва, Анкара и Тегеран, судя по всему, по-разному представляют себе конечные цели переговоров, будущее президента Асада, а также состав участников и роль внешних игроков.
Одним из таких проявлений стало упорное нежелание Ирана видеть в Астане представителя США, с чем согласились Россия и Турция. В МИД РФ призывали "не драматизировать ситуацию", но накануне встречи в Астане пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью Би-би-си признал: позиция Ирана осложнила решение вопроса об американском участии в переговорах.