Низкая инфляция и относительно высокий курс рубля толкнули россиян на безумное расточительство. В марте объем повседневных расходов вырос на 9% при том, что инфляция в этом месяце равнялась всего 0,1%. Помогала им в этом агрессивная реклама и различные акции в сетевой рознице.
Фото: GLOBAL LOOK press/imagebroker
Маркетинговый холдинг "Ромир", публикуя эти данные, констатирует, что россияне вернулись к активному шоппингу. На это указывает тот факт, что в поиске лучших предложений за прошлый месяц они посетили больше торговых точек, чем в феврале. Однако стремление к выгоде дало обратный эффект: рекламные акции, на которые не скупились ретейлеры, заставили их тратить больше, пишет "Газета.Ру".
Рост покупательской активности сильно отличался в регионах. Так, наибольшее увеличение трат показали жители Южного федерального округа, где расходы выросли на 24%, а также Сибири – 12% и Приволжского округа – 11%. Самыми экономными оказались жители Центрального и Северо-западного округов, увеличившие расходы только на 3-4%.
Но если оценить динамику расходов в расчете на год, то картина меняется. С марта прошлого года по март нынешнего общее увеличение расходов составило 1,2% при том, что инфляция за этот период составила 4,3%.
Наибольшим рост расходов был на северо-западе и юге страны, где этот показатель вырос на 11,6%. В центральных регионах они упали почти на 6%, минусовая динамика наблюдалась также в Уральском и Приволжском округах.
Пока остается загадкой, что заставило жителей увеличить потребительские расходы, так как данных Росстата о доходах пока нет. Однако они едва ли выросли, так как цифры за февраль показывают, что они вернулись к падению после некоторого всплеска в январе. А он, как известно, был связан с единовременной выплатой пенсионерам по 5 тыс. рублей.
В торговых сетях резкого роста потребительской активности не заметили. Как отметила директор по коммуникациям "Ашан-Россия" Мария Курносова, сегодня клиенты все так же осознанно подходят к выбору товара, оптимизируя бюджет, обращают внимание на цену, и многие покупают только необходимые товары.
Данные сетей в целом совпадают с исследованием "Ромира": рост расходов находится в пределах 3,5–3,9%, Потребители стали больше интересоваться товарами со скидкой.
На этом фоне вырос индекс потребительской уверенности Росстата, хотя произошло это благодаря не росту числа оптимистов, а сокращению числа пессимистов. Доля опрошенных, которые ожидают улучшения своего материального положения, осталась на уровне 11%, а доля отрицательных ответов упала в 23 до 20%.
На вопрос об изменении материального положения 9% сказали, что оно осталось улучшилось, тогда как доля респондентов, заявивших, что оно ухудшилось, за год снизилось с 39% до 36%.
В "Ромире" мартовский рост расходов объяснили обычной сезонной динамикой: в марте больше дней, чем в феврале; кроме того, благодаря 8 Марта в начале месяца наблюдается всплеск спроса на подарки и продовольствие.
Как считает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина, рост расходов может быть связан с тем, что снизился курс доллара. "У нас сейчас довольно низкая инфляция и низкий курс, поэтому люди сопоставили свои доходы и поняли, что могут позволить себе больше при нынешних ценах", — сказала она.
Но о повышении покупательной способности можно говорить только с учетом, что до этого в течение долгого времени он падала. Как следует из данных "Ромира", о восстановлении потребительской активности к уровню 4-летней давности говорить пока не приходится. Доходы, если перейдут к стабильному росту, также будут восстанавливаться до предкризисного уровня несколько лет, полагают эксперты.