Вчерашняя совместная пресс-конференция Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона была в своем роде уникальной: Россия, обычно лишенная голоса в западном медийном пространстве, получила возможность донести до мирового сообщества свою позицию. И мы этой возможностью воспользовались в полной мере - министр иностранных дел РФ не пропустил, кажется, ни одной болевой точки, вокруг которой на Западе ведутся ожесточенные дискуссии преимущественно с обвинительным уклоном.
Рекс Тиллерсон. Фото: Glen Johnson/ Global Look
Разумеется, мы всегда знали, что правы, ибо наш взгляд на сирийскую проблему опирается на международное право, сформулированное в Уставе ООН. Мы не только не против расследования ситуации вокруг использования химического оружия в Идлибе, в результате которого погибли десятки человек, - мы на нем настаиваем. Мы не защищаем Башара Асада, а придерживаемся резолюции Совета безопасности, согласно которой судьбу этого человека, как и вообще конфигурацию послевоенного государственного устройства Сирии, должен определять сам сирийский народ. Мировое сообщество может лишь помочь истерзанной гражданским конфликтом стране восстановиться, провести выборы, а потом безоговорочно принять их результаты. Даже если сирийцы опять выберут Башара Асада.
Сергей Лавров не сказал ничего для нас нового. Важно то, что зарубежные средства массовой информации, а вслед за ними их читатели, зрители, слушатели получили сведения из первых рук. И даже несмотря на внутреннюю и внешнюю цензуру, крупицы истины, будем надеяться, до них дошли.
В отличие от своего московского коллеги, Рекс Тиллерсон был неубедителен, чувствовал себя неуверенно - это было заметно. Он честно донес до мира упрямство коллег по G7 и НАТО, повторил все тезисы, которые от него требовали, - о русских хакерах, о бесчеловечности Башара Асада, о борьбе с корейской ядерной угрозой исключительно силовыми способами. Но благодаря неуязвимости нашей позиции, опирающейся на международное право, выглядел по сравнению с Сергеем Лавровым блекло. Судя по вчерашней пресс-конференции, Рекс Тиллерсон за три последних месяца хорошо понял, что от него хотят слышать политические оппоненты. И оправдывает их ожидания.
И тем не менее поводов для радости мало.
Президент США, к сожалению, наступает на те же грабли и опять позволяет себе риторику, от которой бросает в дрожь американский истеблишмент. "Было бы прекрасно, если бы НАТО и наша страна смогли поладить с Россией. Прямо сейчас мы совсем с ними не ладим, - цитирует ТАСС Дональда Трампа, который уже прокомментировал переговоры глав дипломатических ведомств и встречу госсекретаря с российским президентом. По мнению американского президента-бизнесмена, на данный момент отношения между двумя странами, возможно, находятся "на самом низком уровне". "Но посмотрим, что случится. Путин - лидер России, Россия - сильная страна. Мы - очень, очень сильная страна. Посмотрим, что из этого выйдет".
Разумеется, он должен был сказать иначе. Что Путин получил урок, и если он его плохо усвоил, то получит еще. Что единственная сильная страна на свете - США, и он готов доказывать это в любом регионе земного шара. Словом, Make America great again, всем бояться.
Очень похоже, что между Белым домом и Кремлем установлен тайный канал связи и лидеры все-таки обмениваются информацией. А возможно, и договариваются о важных взаимных шагах. Вчера "Утро" высказывало предположение, что удар по Сирии напоминает постановку. Его результат лишь укрепляет наши подозрения. "Были уничтожены: склад материально-технического обеспечения, шесть истребителей-бомбардировщиков МиГ-23, столовая, учебная часть и РЛС. Уже к вечеру эксплуатация авиабазы была продолжена, поскольку полотно ВПП и рулежные дорожки лишь слегка припорошило осколками от поврежденных ангаров и фрагментами грунта, которые убрали в считанные часы", - перечисляют потери военные эксперты. По их мнению, 36 потерянных "Томагавков", о судьбе которых до сих пор ничего не известно, были сбиты нашими противовоздушными системами.
Вполне возможно, что так оно и случилось. По крайней мере, предположение о том, что Дональд Трамп предупредил Владимира Путина об атаке и даже согласился с тем, что большая часть ракет будет перехвачена и уничтожена, хоть и выглядит в первом приближении конспирологией, но имеет внутреннюю логику.
О подозрительности удара по сирийской авиабазе пишут и турецкие наблюдатели. "При анализе причин и следствий мы приходим к выводу, что удар по аэродрому Шайрат был сознательно задуман так, чтобы не причинить большого вреда, и представлял собой показную атаку, послужившую поводом для споров о ней, - рассуждает обозреватель интернет-издания Odatv.com. И приходит тому же самому конспирологическому выводу: - В таком случае можем ли мы сказать, что остается только одна вероятность? Путин не препятствовал этой атаке, чтобы помочь своему закадычному другу Трампу нанести нужный ему удар и путем демонстрации силы в регионе обуздать некоторую обращенную против него критику?"
Уверенность в закадычной дружбе между российским и американским лидерами оставим на совести автора. Но придется признать: если бы не было ракетной атаки 7 апреля, Рекс Тиллерсон еще очень долго не приехал бы в Москву. Фактически, грубое, но вместе с тем малоэффективное по своим последствиям нарушение международного права Вашингтоном позволило новой администрации вырваться из плотного оцепления, которое соорудили вокруг Белого дома ее политические оппоненты.
Так уж получается, что попытка разрешить кризис в той или иной стране неизбежно приводит к столкновению интересов сверхдержав. Мы не дадим в обиду Сирию, США - Йемен, Китай не останется в стороне от решения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова и так далее по всей планете. Лишь однажды Совет безопасности ООН был единодушен - в 1994 г., когда создавался Международный трибунал по геноциду в Руанде. Все прошло без сучка без задоринки только потому, что в этой стране нет нефти, как бы цинично это ни звучало.
Как мне кажется, Дональд Трамп напрасно пытается продемонстрировать глобалистам собственную брутальность и решительность, используя спорные горячие точки. Ему нужно подобрать проблемную территорию, которая не лежит в сфере интересов Пекина или Москвы. Сомали - это то, что нужно.
Правда, крупная неудача 1993 г., когда во время плохо подготовленной операции американского спецназа по поимке членов местного нелегитимного правительства погибло 18 солдат, надолго отбила охоту у Вашингтона вмешиваться во внутрисомалийские разборки. Но мы с Китаем могли бы войти в коалицию, пусть даже во главе с США, которая занялась бы восстановлением безопасности местных вод от пиратов.
Остается только превратить Сомали в главную проблему человечества, которую успешно решит Дональд Трамп при помощи старых и новых союзников. Ну, это уже дело медийной техники.