Погоня за низкой инфляцией загнала в капкан

Читать в полной версии →
Рост цен, наконец, уложили в пределы 4%. На вопрос, что дальше, ответов нет. Понижение ключевой ставки заставит спекулянтов вывести деньги из страны, и курс рубля опять улетит вниз, а цены - вверх

Инфляция в России уже снизилась до указанной ей отметки, считают в Минэкономразвития РФ. Знаменательное событие случилось 15 мая текущего года.

Фото: Anton Belitsky/ Russian Look 

"С учетом наблюдаемой в первой половине мая и ожидаемой в дальнейшем нормализации динамики цен на плодоовощную продукцию, по нашим оценкам, инфляция уже достигла 4%", - говорится в специальном обзоре ведомства под названием "Инфляционная картина".

В министерстве полагают, что к концу года темпы роста цен и вовсе могут замедлиться до 2,9%, если обменный курс рубля сохранится на текущем уровне. При этом подчеркивают, что в их базовом прогнозе заложено ослабление национальной валюты. Но даже при таком раскладе инфляция все равно окажется ниже целевого уровня - она вырастет на 3,8%.

Как поясняют аналитики Минэкономразвития, ожидаемое оживление потребительского спроса будет иметь отложенный эффект и скажется на динамике цен уже в следующем году. Весьма вероятно, полагают они, что ускоренное снижение инфляции заставит ЦБ быстрее снижать и процентные ставки. Собственно, это и ослабит рубль, вернув инфляцию на уровень, близкий к целевому.

Примечательно, что отдельный документ по инфляции Минэкономразвития выпустило впервые. Ранее данный показатель обозревался в рамках общего мониторинга социально-экономического положения в стране. Судя по всему, борьба за курс национальной валюты между финансово-экономическим блоком правительства и Банком России обостряется.

Высокие ставки ЦБ - главный инструмент сдерживания инфляции. Они способствуют привлечению международного спекулятивного капитала в операции carry trade и укрепляют рубль. Однако экспортеры и государственный бюджет заинтересованы в том, чтобы национальная валюта была хоть немного слабее.

С начала весны Минфин и Минэкономразвития ведут активную атаку на рубль. Сначала о его излишней крепости заговорил министр финансов Антон Силуанов, по мнению которого, рубль должен быть дешевле на 10 - 12%. Затем к нему присоединился министр экономического развития Максим Орешкин, который также неоднократно указывал на неоправданную дороговизну российской валюты.

Буквально на днях он предсказал снижение курса рубля летом из-за роста импорта. "Импорт товаров у нас сейчас из дальнего зарубежья растет где-то на 20 - 25% в начале года. Если этот тренд продлить на летние месяцы и наложить сезонность, мы получим довольно серьезный дефицит текущего счета как раз в эти месяцы. Конечно же, вряд ли мы увидим тот крепкий рубль, который есть сейчас при таком дефиците платежного баланса", - заявил Орешкин в интервью телеканалу "Россия 24".

Но пока словесные интервенции министров особого успеха в этой борьбе не принесли. В отличие от ЦБ, реальными инструментами влияния на валютный курс они не обладают. Регулятор же, в свою очередь, ясно дал понять, что по-прежнему придерживается достаточно жесткой денежно-кредитной политики.

Практически одновременно с Минэкономразвития он также выпустил специальную аналитическую записку, где подробно объяснил, чем ему не нравится слабый рубль. По версии Банка России, политика искусственного занижения курса национальной валюты приводит к ухудшению благосостояния населения и наращиванию технологического отставания страны от более развитых государств.

Повышая стоимость импортного оборудования, необходимого для развития современных предприятий, слабая валюта, по сути, "дотирует" простые, но трудоемкие производства с невысокой добавленной стоимостью и низкой производительностью труда. Такие компании могут конкурировать по цене за счет не слишком квалифицированной, зато дешевой рабочей силы. Но им все равно приходится постоянно снижать издержки, в том числе на труд, чтобы оставаться на плаву.

Иными словами, сделав ставку на ослабление рубля, Россия включится в гонку на понижение заработных плат с беднейшими странами. Для государства, где уже создана развитая индустриальная база, смещение в сторону таких отраслей будет своего рода регрессом, считают в ЦБ.

Беда в том, что и сильный рубль, удерживаемый за счет высоких ставок, росту эффективности производства не способствует. Лишенным доступа к дешевым кредитам компаниям современные импортные станки и машины все равно не по карману.

Снизить ставки до такого уровня, который необходим для развития экономики, регулятор тоже не может, поскольку показатель низкой инфляции, достигнутый за счет привлечения спекулянтов, крайней неустойчив, и в ЦБ это прекрасно понимают.

По сути, Банк России сам себя загнал в ловушку, взяв неправильный ориентир. "Это была изначально такая самовырождающаяся денежно-кредитная модель, которая приводила к низкой инфляции на кладбище. Мы уже близки, мы уже подошли к кладбищу. ЦБ, естественно, добровольно туда нас отправлять не хочет, но других вариантов он тоже не видит", - пояснил "Утру" профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов.

По словам эксперта, сейчас ЦБ уперся головой в стену и сам не понимает, что дальше делать. Ощутимое сокращение ставок приведет к оттоку спекулятивного капитала, и курс рубля опять улетит вниз, а цены - вверх. Если ничего не делать, экономика не будет развиваться.

"А для чего тогда инфляция в 4%, если все равно всем все дорого - ипотека, кредиты для компаний? Вот вся бессмысленность этой политики. Изначально предлагали: давайте поговорим о том, для чего нам эти 4%. В результате это стало самоцелью. Ради этой цели мы три года убивали экономику. Убили. Пришли. Что дальше? Никто не знает. Значит, цель, наверное, была неправильная. Почему мы сегодня заговариваем о девальвации валюты, если 4% инфляции рассматривались как панацея от всех бед? Где результаты этого чуда, достигнутого нами?" - риторически вопрошает эксперт.

Получается, что денежно-кредитную политику необходимо менять, как ни крути. Но девальвировать рубль без четкого понимания, до каких пределов он должен упасть и какой конкретно результат это должно принести для экономики, тоже неправильно. Иначе результат будет тем же. Все сливки снимут экспортеры. Конечно, затем какая-то часть их доходов перераспределится в другие сферы, прочнее усаживая страну на "сырьевую иглу". Но в целом деградация экономики продолжится.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей