В субботу президент США Дональд Трамп в рамках своего первого зарубежного турне нанесет визит в Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде он проведет двустороннюю встречу с королем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом, а в воскресенье примет участие в саммите глав Совета сотрудничества шести арабских государств Персидского залива и встрече в верхах с участием арабских и мусульманских лидеров.
Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Фото: Kay Nietfeld/ Global Look
По мнению саудовского аналитика по международным делам Хишами аль-Ганама, визит Трампа в Саудовскую Аравию означает подготовку к созданию своего рода союза между США и странами Персидского залива в противовес попыткам Ирана влиять на арабский мир. "Взгляды США и стран Персидского залива на приоритеты совпадают, в их числе - борьба с терроризмом и противодействие Ирану и поддерживаемым им шиитским группировкам", - заявил эксперт в интервью телеканалу Sky News Arabia.
Между тем, по данным газеты The Washington Post, Трамп и Саудовская Аравия готовят создание арабского аналога НАТО. Базироваться новый альянс будет на одной из крупнейших в истории сделок по поставкам американского вооружения: Вашингтон поставит Саудовской Аравии вооружения на сумму $98-128 млрд, в ближайшие десять лет контракт может быть расширен до $350 миллиардов. В Эр-Рияде Трамп и объявит план по созданию новой коалиции, к которой, согласно прогнозам, присоединятся ОАЭ, Египет и Иордания.
Как отмечает издание, идею создания подобной структуры среди суннитских стран инициировала саудовская сторона, но до недавнего времени Штаты не проявляли особой заинтересованности в этом проекте. После президентских выборов ситуация изменилась.
Действительно, еще год назад - при Обаме - наблюдатели прогнозировали возможную диверсификацию Америки и ее разворот к Ирану. Как отмечалось, набирающий обороты Иран вполне мог бы стать привлекательным партнером для США, что не могло не тревожить Саудовскую Аравию, перестающую ощущать себя региональным лидером. Тогда же констатировалось наличие общего антииранского интереса, объединяющего Саудовскую Аравию и Израиль.
С победой Трампа прогнозы о "развороте" к Ирану утратили свою актуальность: отношение республиканцев к этому вопросу общеизвестно, на развитие партнерских связей они явно не нацелены. Опция в виде возможной диверсификации отпала, и отныне усилия будут концентрироваться на более традиционных для США направлениях сотрудничества на Ближнем Востоке, отметил в беседе с "Утром" заведующий сектором теории политики ИМЭМО РАН Эдуард Соловьев.
"Визиты в Саудовскую Аравию и Израиль - это развитие давних партнерств, которые Трамп едет освежить в важном для американцев регионе. У США и государств Персидского залива (в особенности Саудовской Аравии) обширные, налаженные, отработанные связи и союзнические отношения, плюс хорошие личные контакты, и нет ничего парадоксального в том, что американцы пытаются придать импульс этим отношениям. Тем более что в увеличении оружейного экспорта заинтересован американский ВПК", - отметил эксперт.
Пожалуй, парадоксом можно назвать намечающееся неофициальное квазипартнерство между Израилем и Саудовской Аравией по поводу Ирана, активность которого в регионе по понятным причинам категорически не устраивает ни ту, ни другую сторону. Израиль - прежде всего в связи с деятельностью "Хезболлы" и тревожащими израильское руководство проблемами безопасности, особенно на севере страны. Саудовская Аравия, в свою очередь, еще со времен шахского режима рассматривает Иран как конкурента в исламском мире, и любое его усиление воспринимается саудовской монархией если не в качестве угрозы, то однозначно в качестве вызова.
"Внутрирегиональная конкуренция - одна из составляющих становления полицентричного мира, а Трамп пытается активно использовать ее в американских интересах на Ближнем Востоке. В числе этих интересов, как их понимает нынешняя республиканская правящая элита, в том числе и дополнительное давление на Иран", - отмечает Эдуард Соловьев.
При этом прогнозы о том, что США попытаются спровоцировать вооруженный конфликт между Ираном и Саудовской Аравией, эксперт не разделяет. По его словам, интересы двух стран и так достаточно открыто сталкиваются, главным образом в Сирии, но не только. Поэтому американцы, напротив, должны пытаться разрулить ситуацию. Однако способно ли на это нынешнее руководство США - вопрос, тем более что внутриполитические мотивы и обстоятельства вынуждают Трампа демонстрировать силу и решительность на контрасте с Обамой. Так или иначе, до прямой конфронтации и военного столкновения между Ираном и саудовцами дело, скорее всего, не дойдет, полагает собеседник "Утра". Тем не менее очень похоже, что саудовцы будут пытаться давить на Тегеран политическими методами, поигрывая мускулами и приобретая все более совершенное вооружение у США. Закупки и сейчас составляют десятки миллиардов долларов. Но, вероятно, речь пойдет о новых, еще более крупных контрактах, включая, по данным западных СМИ, боевые корабли и системы ПВО, чтобы наглядно показать Ирану, что Саудовская Аравия находится в хорошей форме и не собирается отказываться от борьбы за лидерство в регионе, прогнозирует аналитик.
В то же время реалистичность планов по созданию широкой коалиции из нескольких десятков мусульманских стран, некоего "арабского НАТО", как это именуют в арабских и американских медиа, пока вызывает вопросы. Расхождений между этими странами довольно много, а их способность самостоятельно решать сложные военно-политические задачи (как наглядно показало, например, развитие ситуации в Йемене) вызывает сомнения.