Рабочая группа при Минэкономразвития подготовила законопроект, обязывающий проводить фото- и видеорегистрацию технического осмотра транспортных средств. Эта мера поможет пресечь массовую продажу диагностических карт без прохождения самой процедуры. Страховые агенты и посредники зачастую продают полисы ОСАГО вместе с картами техосмотра без проверки машины, а это строго запрещено законом.
Фото: Виталий Белоусов/ ТАСС
Согласно действующему законодательству, которое вступило в силу в 2011 г., для покупки полиса ОСАГО автовладелец должен представить диагностическую карту, в которой указывается, соответствует ли автомобиль требованиям безопасности. Сведения о состоянии осмотренных машин хранятся в единой базе, которую ведет ГИБДД, напоминают "Известия".
Аккредитацию операторам техосмотра выдает Российский союз автостраховщиков (РСА). Сейчас в стране работают 4 тыс. 161 оператор и 4 тыс. 689 пунктов технического осмотра. По сведениям организации, число операторов, лишенных разрешения на работу, в этом году выросло на 37%. Тех, кому отказано в возобновлении лицензии, стало больше на 8%, а количество случаев возобновлений аттестата, напротив, сократилось на 20%.
На фоне уменьшения числа легальных операторов буйным цветом расцвели подставные фирмы, которые за скромное вознаграждение от 650 до 1,2 тыс. руб. предлагают мгновенно оформить диагностическую карту и доставить документ курьером в пределах Москвы. При этом они заявляют, что предъявлять машину к осмотру не требуется.
Чтобы перекрыть кислород подобным деятелям, в МЭР предлагают установить требования к операционно-технической базе компаний, проводящих техосмотр, "включая требования к фото- и видеорегистрации процедуры технического осмотра транспортного средства". На фотокарточке должен быть зафиксирован номер автомобиля, а также место и время прохождения процедуры. Видеосъемка должна гарантировать, что машина прошла проверку по всем правилам.
В настоящий момент рабочая группа, в которую вошли сотрудники МЭР, МВД, Ространснадзора, Центробанка, ФАС и РСА, согласовывает текст документа со всеми заинтересованными ведомствами. После обсуждения законопроект будет направлен в правительство. Разработчики рассчитывают, что он может быть принят уже в ходе осенней сессии Госдумы.
В Банке России заявили, что "концептуально поддерживают законопроект". При этом регулятор направил в Минэкономразвития свои замечания. Их характер не уточняется.
В Союзе автостраховщиков возникли вопросы к защищенности базы данных. "Сегодня автоматизированная система недостаточно безопасна, получить доступ к ней можно, просто купив пароль, и никакой ответственности за передачу информации нет", - сказал глава организации Игорь Юргенс. Чтобы избежать этого, контроль над базой предлагается передать от ГИБДД к РСА, а контроль со стороны Центробанка - усилить. Законом будет ужесточена и административная ответственность за нарушения в сфере техосмотра. Функции внеплановых проверок пунктов техосмотра будут возложены на Ространснадзор.
Автостраховщики сообщили также, что на первом этапе операторов обяжут проводить фотосъемку процесса, а затем - видеосъемку. Чтобы не перегружать пункты техосмотра, в законопроекте планируется установить их пропускную способность.
Общественные активисты поддержали инициативу МЭР. Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев выступает за видеофиксацию техосмотра. По его мнению, эта процедура нужна только для компаний и частных предпринимателей, которые используют машину для заработка. "Техосмотр для частных автовладельцев - это просто сбор денег. Но если уж его сохранять, то пусть он будет проводиться по-честному, а не так, как это происходит сейчас", - отметил общественник.
При этом бывший руководитель Госавтоинспекции Владимир Федоров, возглавлявший ведомство в 1992-2002 гг., напротив, считает, что требования техосмотра нужно ужесточить, поскольку сегодня его "фактически нет".