В России могут аннулировать все программы подготовки коммерческих пилотов в рамках среднего и дополнительного профессионального образования за последние десять лет. В результате свидетельств могут лишиться 5 тысяч действующих пилотов. Это приведет к обострению кадрового голода в гражданской авиации.
Пилоты во время подготовки к полетам. Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Росавиация отменила собственное распоряжение от 2006 г., которое утверждало программы подготовки пилотов коммерческой авиации. Тем самым программы подготовки коммерческих пилотов, одобренные до 1 января 2016 г., признаются недействительными. Соответствующую телеграмму авиационное ведомство прислало в адрес Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА), сообщает "КоммерсантЪ".
Новая инициатива Росавиации может лишить свидетельств около 5 тысяч действующих пилотов - выпускников частных и государственных училищ, среди которых Красный Кут, Бугуруслан, Сасово. В целом отзыв лицензий у пилотов - нормальная практика. За несколько лет было аннулировано около 400 документов. Однако с лета прошлого года порядок отзыва вызывает вопросы у участников рынка.
Наиболее ярким примером стало развитие ситуации вокруг ЧЛУГА. Ранее Росавиация не находила нарушений в работе этого учебного центра, выдавая его выпускникам пилотские свидетельства. Однако после того как в августе 2016 г. истек срок действия сертификата ЧЛУГА на переподготовку, Росавиация отказалась его продлевать. Ведомство пыталось полностью остановить учебные программы училища через транспортную прокуратуру, Ространснадзор и Рособрнадзор, но сделать этого не смогло. Люди, не имеющие летной подготовки, могут получить среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование на основании лицензии Министерства образования Челябинской области, на которое Росавиация повлиять не может. Но свидетельство авиационного специалиста выдает именно Росавиация по итогам тестов, и многие выпускники получить его не могут.
В мае отечественные пилоты пожаловались в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) на Росавиацию, которая собралась аннулировать около тысячи летных свидетельств, выданных негосударственными авиационными учебными центрами. Летчиков возмутило, что такие центры создавались с разрешения самой Росавиации, а теперь ведомство хочет признать их незаконными. В результате таких действий права на полеты могут лишиться около четверти всех российских пилотов, говорилось в письме.
Пилоты утверждали, что при помощи подобных шагов Росавиация "проводит карательную политику", пытаясь прикрыть собственные упущения после завершения расследования авиакатастрофы в Казани в 2013 году. Тогда Межгосударственный авиационный комитет выяснил, что основной причиной трагедии стала неподготовленность экипажа и неправомерная сертификация командира воздушного судна.
Эксперты полагают, что события последних месяцев в сфере российского авиационного образования ведут к сокращению базы летчиков в стране. Это приведет к крайне плачевным последствиям для всей отрасли. Профессия пилота в итоге станет еще более дефицитной, стоимость труда вырастет, а отток специалистов за рубеж ускорится.
В последние годы в авиационной отрасли возник настоящий кадровый голод. Сотни пилотов уехали работать в страны Азии. Основной причиной утечки кадров является большой разрыв в зарплатах: в Китае летчикам гражданской авиации платят в среднем в четыре раза больше. К тому же там дольше отпуск и меньше обязательных часов полетов. Нехватка летчиков уже сказалась на российских пассажирах: в этом сезоне из-за нее была сокращена полетная программа авиакомпании "ВИМ-Авиа".