Российские пилоты переметнулись в сытые края

Сотни отечественных летчиков уехали работать в страны Азии. Там платят в разы больше, нормы выработки ниже, а отпуск - длиннее. Утечка кадров стала одной из причин сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа"

За последние 2,5 года сотни российских пилотов гражданской авиации уехали работать в страны Азии. Основной причиной утечки кадров является большой разрыв в зарплатах. Нехватка летчиков уже сказалась на российских пассажирах: из-за нее была сокращена полетная программа авиакомпании "ВИМ-Авиа".

Фото: Laurie Dieffembacq/ Global Look

Представители российских авиакомпаний рассказали журналистам, что в азиатских странах за последнее время трудоустроились более 300 наиболее подготовленных пилотов с отличным знанием английского языка - командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий находятся "в процессе оформления документов". Утечка в наибольшей степени затронула таких перевозчиков, как S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа", передает "КоммерсантЪ".

Сообщается, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы. В авиакомпании говорят, что отток пилотов "имеет экономический характер": в странах Азии созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Там нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев и очень лояльная система подтверждения летной квалификации.

Наибольший спрос на пилотов - в Китае. В прошлом году их насчитывалось 50,5 тысяч человек. По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тысяч пилотов в год. К 2035 г. их численность составит 111 тысяч человек. В 2016-м в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 миллионов пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 миллиарда человек.

Первый всплеск миграции отечественных пилотов в Китай, Южную Корею, Вьетнам и Индию пришелся на 2015 г., когда в России случилось падение пассажиропотока, а из обанкротившейся компании "Трансаэро" уволили 10 тысяч человек. Устроиться в России было непросто, к тому же платят пилотам в КНР в среднем в четыре раза больше - $17-25 тыс., да и график там лучше: всего 80 часов налета в месяц (в РФ - 90), не менее 96 дней отпуска (в РФ - 70).

С 2016 г. в Китае пилотам упростили выдачу разрешений на работу, что лишь стимулирует приход летного состава из России. Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос - на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР трудоустроены порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 говорил, что тягаться с китайцами по уровню заработка для пилотов невозможно: авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста". Сейчас второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС - 470 тыс. руб., а инструктор - более 500 тыс. рублей.

По словам представителей "ВИМ-Авиа", иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, поскольку большинство пилотов получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды.

В Министерстве транспорта РФ признали, что отток кадров вызван "курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с участниками отрасли, добавили в ведомстве.

С 2011 г. российские авиакомпании пытаются компенсировать нехватку кадров привлечением иностранных пилотов. Однако возможности ограничены квотой в 200 человек в год. Исполнительный директор компании "Авиапорт" Олег Пантелеев не исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС. О расширении квоты недавно просило руководство "Аэрофлота".

Другим путем решения кадровой проблемы пишет "Газета.Ru", Пантелеев считает реальное повышение зарплаты летного персонала.

Ранее сообщалось, что еще одной причиной кадрового дефицита на рынке коммерческих авиаперевозок в скором времени может стать массовый отзыв летных свидетельств по решению Росавиации.

Выбор читателей